Во-первых, «умные» счётчики всё равно будут поставлены. Материалы нашего семинара это однозначно показывают. Нравится это кому-то или нет, это некоторая тенденция и потери от их отсутствия у поставщиков рано или поздно заставят их «хоть тушкой, хоть чучелкой» соответствующие решения продавить. И по этой причине вопрос должен стоять очень просто: как сделать так, чтобы нагрузка на потребителей от этого процесса была минимальной.
Во-вторых, не нужно пугать сильным ростом цен. Они контролируются государством и если их можно относительно безнаказанно поднять, то их поднимут (давайте смотреть правде в глаза). А если этого делать нельзя, то их не поднимут, как бы кто ни орал из поставщиков газа или оборудования. Так что это, скорее, вопрос передела денег между производителями оборудования и поставщиками газа, чем проблема потребителей. В крайнем случае, можно поднять шум и, скорее всего, сложности будут аккуратно купированы.
В-третьих, польза от этих аппаратов будет не только для производителей и поставщиков, но и для потребителей, поскольку разного рода системы безопасности будут в них встроены автоматически. И не нужно мне объяснять, что они не нужны. Ещё как нужны. Опять же, можно будет нагнуть страховщиков, чтобы те снизили свои тарифы, счётчики-то станут более эффективны с точки зрения безопасности.
В-четвертых, это во времена СССР на стоимость ресурсов всем было наплевать. Сейчас это уже не так. И пора привыкать, что можно зайти в интернет и посмотреть, чего и сколько вы потребляете. И знаете, можно из этой информации узнать много нового и интересного. Я вот за последние годы пару раз интересную информацию получил (ну, точнее, получила ее моя жена, но поделилась). И эта информация вполне позволила нам сократить деньги, которые мы на коммуналку тратим.
В-пятых, это понимание масштаба эффекта. Те, кто знает, насколько эффективна была энергосистема СССР, понимает, о чем идёт речь. Её вполне целенаправленно разрушили, но сейчас сборка идет вновь. И в рамках газовой системы она тоже может дать вполне осмысленные результаты. О масштабах пока говорить сложно, но они могут быть достаточно велики. Примеров тому много.
Есть, правда, и проблемы.
Первая — доступ в жилища. Тут нужно очень тщательно разбираться, поскольку, с одной стороны, если есть сигнал, то на него нужно реагировать, а, с другой, злоупотребление таким правом очень часто крайне опасно. Но в любом случае, взрывов газа в домах с таким оборудованием точно не будет, поскольку необходимая для этого концентрация газа просто не наберётся. Кстати, никто не видел, как работает ударная волна при взрыве метано-воздушной смеси? Я однажды видел результат и, хотя примерный масштаб энергии знал (соответствующий расчет был одним из первых примеров на семинарах по уравнениям в частных производных, когда я учился на третьем курсе университета), всё равно, впечатление производит очень основательное.
Вторая — оборудование и программное обеспечение должно быть российским. Более того, исключительно российским. И потому, что это способ развивать экономику, и потому, что доступ иностранных «партнёров» к газовому оборудованию в каждой квартире в стране — это штука «посильнее Фауста Гёте». И не нужно мне объяснять, что поставщики «возьмут на себя обязательства»… Они, конечно, возьмут, но выполнить их не смогут. Тому пример телефонные компании, которые, конечно, обещают, но всё равно, как какую тему обсудишь в присутствии телефона, так на компьютере соответствующее реклама появляется… Как у них это получается? Так что только российское оборудование, просто категорически!
А в целом, этот процесс не остановить, вопрос только в одном, как его ввести в правильные и цивилизованные рамки.