«Наши ведущие авиакомпании пользуются мировой системой ценообразования, которая высчитывается компьютером. Нет уверенности — не только у меня, но и у специалистов отрасли, — что компьютер считает справедливо, поскольку его настраивают люди», — высказался президент Путин относительно стоимости авиабилетов в Крыму.
В подтверждение слов главы государства Федеральная антимонопольная служба (ФАС) обнародовала свои расчеты, насколько поднялись цены на билеты с начала года. По их мнению, рост минимальный — всего на 5%. В то время как сервис по продаже билетов фиксирует рост цен до 33%.
Например, билеты по маршруту Москва–Владивосток–Москва на одного человека с вылетом 22 марта и возвращением в столицу 24-го обойдутся потребителю минимум в 58,2 тыс. рублей. В то же время путешествие в те же даты, с вылетом из того же аэропорта, одной и той же российской авиакомпанией в таиландский Бангкок стоит на 22,9 тыс. рублей дешевле — всего 35,3 тыс. рублей. Это при том, что время в пути как до Владивостока, так до столицы Таиланда одинаково — около 9 часов.
Другой наглядный пример. Цена самого дешевого перелета по направлению Москва–Омск–Москва, с вылетом и возвращением в те же сроки, составляет 12,2 тыс. рублей. Рейсы выполняет другой отечественный перевозчик. Подчеркнем, что в сумму входит только ручная кладь. Если включить багаж в тариф, итоговая стоимость перелета вырастет до 16,6 тыс. рублей. Сравним эти цифры с расценками на билеты греческого перевозчика. Путешествие из российской столицы в Салоники и обратно в те же дни можно совершить всего за 8 тыс. рублей, и это с учетом перевозки багажа. Время в пути по обоим направлениям — примерно 3,5 часа.
Ценообразование зависит от спроса. Очевидно, сейчас такие направления, как Бангкок и Салоники, не популярны у путешественников. А что касается Владивостока и Омска, бюджетные билеты предусмотрительные потребители раскупили заранее, отметил главный редактор Avia.ru Роман Гусаров. Однако, по его словам, курс рубля и стоимость топлива — не единственные факторы, влияющие на стоимость билетов. Во-первых, на внутренних рейсах действует НДС, которого нет на внешних маршрутах. Во-вторых, аэропортовые сборы в регионах России бьют все рекорды. Собственно, поэтому летать по стране порой дороже, чем за рубеж. «В ряде региональных аэропортов неприлично высокие тарифы на обслуживание самолетов, а также запредельная стоимость керосина, — отмечает Гусаров. — Аэропорты — монополисты. Прилетело в местную воздушную гавань всего пять самолетов в день и улетело. В то же время всем сотрудникам надо платить зарплату, и приходится все издержки закладывать в тарифы на те десять рейсов». Европейские аэропорты принимают 50, а то и 100 самолетов в день. Себестоимость распределяется на большое количество пассажиров, поэтому билеты на ряд европейских направлений дешевле. «Даже из регионов выгоднее лететь с пересадкой через Москву. Да, время в пути увеличивается, но аэропортовые сборы ниже. Недоразвитость наших воздушных гаваней приводит к непомерно высоким тарифам внутри страны», — говорит эксперт.
Между тем Минтранс работает над совершенствованием ценообразования не первый год. Собственно, на корректный расчет стоимости перевозок направлена программа субсидирования перелетов, например в Крым, в Калининград. Она дает свои плоды, увеличивая поток пассажиров. У государства целый ряд программ субсидирования перелетов, но на все направления бюджетных денег не напасешься. Поэтому цены все равно растут, а ФАС нарушений у авиакомпаний не обнаруживает.
Так что крымские пожелания Путина разобраться с ценами пока остаются нереализованными, а на практике — впереди майские праздники, на даты которых, как предупреждают эксперты, стоимость авиабилетов подскочит по многим направлениям в два раза.