Случай беспрецедентный. Членство российского банка в международных платежных системах, штаб-квартиры которых находятся в США, приостановлено. Банкоматы дали от ворот поворот десяткам тысяч держателей его карт . Теперь этот «пластик» недействителен - ни расплатиться, ни снять наличные.
Накануне OFAC (Управление по контролю за иностранными активами минфина США) внесло банк в жесткие санкционные списки под предлогом того, что он поддерживал режим неугодного США президента Венесуэлы Николаса Мадуро. По мнению составителей черных списков, это выражалось в том, что банк проводил сделки с опальной, тоже из «черного» списка, нефтяной компанией этой страны.
Все российские банки осуществляют внешнеторговые операции. И нельзя исключать, что какой-нибудь их партнер не окажется на подозрении OFAC. Грозит ли нам карточный коллапс? «Не стоит готовиться к тотальной «страшилке», - успокаивает финансовый эксперт Михаил Беляев. - В соответствии с официальной риторикой, санкции вводят выборочно и «по делу». В случае с банками это означает, что либо их хозяин «неправильный», либо они проводят «не те» операции. Утверждается, что тотальные антибанковские кары, затрагивающие широкие слои населения, не подразумеваются и не разрабатываются. Так что о массовых блокировках карт говорить не приходится».
Но даже в случае санкций против банка, деньги на счетах его клиентов не пропадут, их можно будет снять не в банкомате, а окне операциониста в отделении банка ( от чего мы, конечно, отвыкли). «Карта — это только ключ доступа к операциям. Деньги «записаны» не на «пластике». Внутренние отношения банка и клиента останутся неизменными даже в случае блокировке карт», - заверяет эксперт.