Замруководителя антимонопольной службы Александр Редько заявил: «ФАС проверит информацию о росте цен на авиабилеты по материалам СМИ. Вместе с тем выводы о резком росте цен из-за роста затрат авиакомпаний не подтверждаются». Тем не менее, перевозчики приводят аргументы в пользу увеличения стоимости авиабилетов.
«Курс рубля, стоимость топлива, аэропортовые сборы, техническое обслуживание парка самолётов, лизинг воздушных судов и прочая сопутствующая нагрузка толкает цены вверх. Все вышеназванные факторы упираются в общую экономику каждого отдельно взятого авиаперевозчика», — считает руководитель аналитического департамента «Международного финансового центра» Роман Блинов. Эти и другие звенья цепи ценообразования поставили существование многих авиакомпаний на грань рентабельности.
Заметим, что в середине февраля перевозчики потребовали компенсировать им 23,6 млрд рублей выпадающих доходов по причине увеличения стоимости топлива. Для того, чтобы разобраться в ситуации, была создана специальная рабочая группа, в задачи которой входит оценка объема убытков каждой компании в отдельности, заявил вице-премьер РФ Дмитрий Козак.
По оценкам Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта, рост затрат перевозчиков на топливо по сравнению с зимой прошлого года мог составить до 41%. Напомним, также этой зимой компаниям пришлось отменять сотни рейсов из-за непогоды, а вылетавшие машины обрабатывать перед полётом антиобледенительной жидкостью обильно и дольше обычного. Задержки рейсов повышают отчисления аэропортам, так что простой самолёта стоит дорого.
Перспектива весьма неблагоприятная как для пассажиров, так и для самих перевозчиков. В середине февраля, в ходе Российского инвестиционного форума, вице-премьер Козак заявил, что межведомственная рабочая группа до конца марта проанализирует причины убытков перевозчиков и к апрелю примет решение о необходимости их поддержки и ее объеме. В случае бездействия вероятен обвал авиаперевозок, сокращение маршрутов и массовые банкротства авиакомпаний.
Но у авиакомпаний, которые бояться обанкротиться, своя правда, а у потребителей, доходы которых не растут уже шестой год подряд, - своя. Как только пассажиры заметят серьезный ценовой скачок, многие примут решение либо вовсе отменить поездку, либо дождаться билетной распродажи, либо воспользоваться железнодорожным транспортом. У людей просто нет лишних денег, поэтому слишком дорогие рейсы обречены на риск улететь недозагруженными.
Пока же перспективы для авиапассажиров — не радостные. По прогнозам экспертов, к летнему сезону отпусков стоит ждать реального роста цен на перелёты еще на 7-10%. При покупке нескольких билетов на семью переплата окажется весьма заметной. Международные направления могут подорожать сильнее, так как в этом случае часть расходов компания несёт в валюте, а снижения курса доллара и евро до прошлогодних уровней явно не предвидится.
Совет эксперта: как сэкономить на авиаперелетах в летний сезон
Пётр Пушкарёв, шеф-аналитик ГК ТелеТрейд: «Бронировать и оплачивать перелёты необходимо заблаговременно, и искать билеты на сайтах агрегаторов за несколько месяцев.
К слову, на определённых направлениях стоимость авиабилетов на майские праздники и на летний сезон ещё не успела вырасти. Например, сейчас в одной из авиакомпаний перелёты на май-июнь по направлению из Москвы в столицу одной из европейских стран на очень многие даты стоят в пределах 4,5 тыс. рублей в одну сторону. Между тем цены почти на весь март на порядок выше. Нет сомнений в том, что непосредственно на майские праздники стоимость перелета сможет пробить отметку в 10-12 тыс. рублей в один конец.