Несмотря на значительный рост топливных тарифов в нашей стране в прошлом году, бензин в России стоит все равно дешевле, чем во всех остальных европейских государствах — 45 рублей за литр АИ-95. В Голландии в пересчете на российскую валюту литр горючего оценивается в 117 рублей. Более чем за 100 рублей покупают литр топлива норвежцы, итальянцы, финны, французы, греки...
Тем не менее, россияне продолжают возмущаться ценами на АЗС, и никакого противоречия со статистикой здесь нет. Прошлогодний рывок топливных цен почти на 10% обогнал официальный уровень инфляции. Сначала чиновники винили в такой ситуации крупных нефтяных экспортеров, которые воспользовались скачками мировых котировок нефти, и увеличили поставки «черного золота» за рубеж, что привело к дефициту бензина на внутреннем рынке и его дальнейшему удорожанию. После того, как в ситуацию вмешался президент Путин, представители правительства признались, что проблема заключается в слабости налоговой базы, которая не позволяет грамотно регулировать ценообразование в топливной отрасли. После прямого соглашения с нефтяниками было решено зафиксировать цены на уровне июня прошлого года и примерно такие тарифы остаются в нашей стране по сей день.
В Казахстане, который является лидером по самым скромным топливным ценам в Европе, таких проблем не существует. Литр АИ-95 там оценивается в 31 рубль. Почему в Казахстане горючее стоит так дешево, объясняется просто. Ежегодный объем производства бензина в республике превышает 3,5 млн тонн. Для населения в 18 млн человек этого достаточно. В Казахстане созданы запасы горючего, которые в 1,5 раза превышают потребности страны. «Нам некуда заливать», — жалуется казахский министр энергетики Канат Бозумбаев.
Впрочем, как россияне, так и казахи вряд ли могут похвастаться перед остальными европейцами низкой стоимостью горючего. Топливо у нас, конечно, стоит номинально дешевле, однако низкий уровень заработных плат мешают большинству населения воспользоваться этим преимуществом. Средние оклады в России позволяют приобрести всего 825 литров топлива в месяц (около 900 литров в Казахстане). Среднестатистический голландец же на свой ежемесячный заработок может позволить себе почти 2 тысячи литров. Больше всего повезло жителям Люксембурга, у которых есть возможность покупать более 3 тыс литров в месяц.
И еще. В отличие от России, в 26 из 33 стран, попавших в исследование, цены на бензин в прошлом году снижались. Заметнее всего тарифы на АЗС упали на Кипре (более чем на 12%), в Венгрии (на 10%) и в Словении (на 9%). В нашей стране, напротив, доступность бензина рискует снизиться. Как предупреждает руководитель направления «Финансы и экономика» Института современного развития Никита Масленников, в апреле истекает срок соглашения между правительством и нефтяниками о заморозке топливных цен, после чего производители получат возможность повышать стоимость горючего. «Низкие тарифы, которые сейчас сохраняются в нашей стране, останутся не навсегда. Цены на топливо продолжат расти вне зависимости от того, будет ли заключено новое соглашение с нефтяниками или нет — речь пойдет лишь о темпах подорожания бензина. В то же время, рост заработных плат будет отставать от роста стоимости топлива. Для повышения окладов россиян требуются серьезные положительные изменения всей экономики, в том числе ускорение роста экономики до 3,5% в год. Пока же нашей стране в лучшем случае по силам увеличивать ВВП только на 1,5-2%. Поэтому бензин, даже несмотря на его более низкую стоимость, чем в Европе, останется одним из самых болезненных предметов дискуссий среди власть имущих и населения», — отмечает эксперт.
Сколько бензина можно купить на месячную зарплату в Европе
Страна Стоимость литра АИ-95 (в рублях) Количество литров
Нидерланды 117 1897
Германия 102 1831
Чехия 90 711
Люксембург 84 3114
Украина 72 246
Россия 45 825
Казахстан 31 896
По данным РИА Рейтинг