По словам советника президента США по нацбезопасности Джона Болтона, блокада американских активов PDVSA грозит Каракасу потерями экспортных поступлений на сумму в $11 млрд. Однако терять Венесуэлу в качестве поставщика нефти Вашингтону невыгодно. Даже несмотря на существенное снижение экспорта в Штаты — в 2018 году он упал на 15%, — ежедневно PDVSA отправляет американцам до 500 тыс. баррелей и остается третьим крупнейшим зарубежным поставщиком «черного золота» в США. Американские НПЗ в районе Мексиканского залива настроены на переработку тяжелых сортов сырья, поступающих именно из Венесуэлы. В этой связи Вашингтон обещает снять санкции, если деньги от экспортных сделок PDVSA будут отправляться на специальные счета, к которым у Николаса Мадуро нет доступа.
Каракас ищет выход из ситуации. Правительство Мадуро запретило большому числу танкеров покидать порты до поступления предоплаты по экспортным сделкам, так как накопленная в них нефть предназначена американским компаниям. «Мы пытаемся пересмотреть контракты. C каждым покупателем ведется индивидуальная работа. Мы изучаем альтернативы», — говорится в заявлении PDVSA. Полностью нефтяную прибыль Каракас пока не потеряет. Ежедневные поставки в Индию и Китай составляют около 550 тыс. баррелей.
Если экспорт в США будет окончательно прекращен, то, как пишет The New York Times со ссылкой на аналитика норвежской консалтинговой фирмы Rystad Energy Паолу Родригес-Масио, венесуэльские поставки можно будет переориентировать — многим странам Каракас будет предлагать сырье со значительными скидками, и они наверняка согласятся на такие сделки.
Но ситуацию для венесуэльской «нефтянки» способны осложнить два фактора. Во-первых, перезаключение контрактов потребует длительного времени. Во-вторых, США призывает ЕС присоединиться к санкциям в отношении Каракаса. Если Брюссель согласится, то возможности для экспортных маневров у Мадуро станет гораздо меньше. Впрочем, в этом случае, как отмечают эксперты Reuters, PDVSA может заключать сделки с посредниками, которые будут перепродавать нефть конечным покупателям.
Влияние кризисной ситуации в нефтяном секторе Венесуэлы на Россию может оказаться двояким. С одной стороны, как отмечает ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков, отечественные компании успели войти в сырьевые проекты страны. Более того, несколько лет назад российская сторона выдала Каракасу аванс за поставки «черного золота». Расплачиваться Венесуэла обязалась не деньгами, а сырьем. На конец 2018 года оставшаяся часть аванса составляла около $3 млрд. Серьезное падение добычи в Венесуэле грозит привести к тому, что наша страна в ближайшем будущем не получит обещанной нефти.
С другой стороны, чем хуже производство сырья в странах-экспортерах, тем лучше ситуация с ценами. А любой рост стоимости барреля, как известно, идет в плюс российской экономике бюджету. «Добыча в Венесуэле тогда рискует упасть вдвое. Сокращение позволит сбалансировать положение на мировом рынке. Возможно, страны ОПЕК+ снова нарастят производство. Нельзя забывать, что в марте США могут ужесточить санкции в отношении Ирана, и это чревато падением производства сырья в республике. Цена барреля в таком случае может вернуться к $80», — отмечает эксперт.