Жители России тратят на продукты питания около трети своего заработка. Это очень много, но можно утешать себя тем, что на Украине и в Казахстане доля расходов на еду еще выше — 50,9% и 46% соответственно. Наименьшую долю продукты питания занимают в структуре расходов жителей Люксембурга — около 8,7%. В исследовании были проанализированы продовольственные траты жителей 40 стран, учитывались данные национальных статистических служб и Международного валютного фонда (МВФ). Россия заняла в рейтинге 31-е место.
Каково же идеальное соотношение ежемесячных заработных плат и стоимости продовольствия? Член Торгово-промышленной палаты (ТПП) Анна Вовк считает, что треть доходов на продукты питания — это очень большая доля по любым международным стандартам. «Нормальный показатель доли расходов на еду по Европе, который считается приемлемым и комфортным для населения, это порядка 15% от заработка. Что в два раза меньше, чем в России, — отмечает эксперт. — Ориентироваться на Украину и Казахстан, где под 50% расходов — на продукты питания, не самое лучшее решение. Всегда стоит равняться на лидеров, а не аутсайдеров».
Как же нам догнать лидеров? По словам Вовк, искусственно сбивать стоимость продуктов — не вариант, так как это возможно только путем госрегулирования цен, что убьет свободный рынок. «От этого могут пострадать производители, которым станет невыгодно изготавливать какой-то товар. Они уйдут с рынка, и мы вернемся во времена Советского Союза, когда останется лишь несколько госпроизводителей продуктов питания и никакой конкуренции», — считает она.
Единственный альтернативный вариант — увеличение заработных плат и прочих доходов населения. Но и тут не без препон. Не секрет, что в России большое неравенство по доходам. «Нужно подтягивать доходы наиболее незащищенных слоев населения и, так сказать, «низшего» среднего класса. Зарплаты должны вырасти вдвое, но это нереальный вариант, поскольку такой скачок может быть только принудительным, и он опять-таки будет связан с массовыми банкротствами предприятий. Лучшее, на что можно рассчитывать при условии динамично развивающийся экономики, — это рост доходов на 5% в год», — подытожила член ТПП.
Отметим, что, по данным социологов «Левада-центра», около 40% российских потребителей тратят на еду половину месячного дохода, а еще 19% расходуют на продукты питания две трети заработка. С тем, что на продукты питания граждане тратят значительно больше, чем пишут авторы рейтинга, — порядка половины своих доходов, — согласен и председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин. По его мнению, результаты исследования призваны затушевать проблему.
«Опубликованные данные, скорее всего, связаны с нежеланием признавать провальность программы борьбы с бедностью и с отказом от запуска программы продовольственной помощи людям, чьи доходы ниже прожиточного минимума. Население в России очень бедное, несмотря на разницу в экономическом потенциале с другими странами, — говорит эксперт. — Аналитики просто акцентировали внимание на том, что в других странах еще хуже. Наша доля расходов на продукты характерна для бедных стран. Власти не хотят признавать факт того, что по многим социальным показателям Россия находится на уровне стран с отстающей экономикой, как в Африке. А для развитых стран нормальный показатель — это 10% доходов, которые тратятся на еду. Именно на такую долю нам и надо ориентироваться».
Доля расходов на еду по странам:
Люксембург 8,7%
Великобритания 10,0%
Нидерланды 10,6%
Россия 31,2%
Молдавия 43,4%
Казахстан 46,0%
Украина 50,9%
Источник: РИА «Новости» (расчеты РИА, рейтинг по данным национальных статистических служб)