МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Майские указы Путина заведутся на дорогом бензине

Почему Медведеву пришлось давить на нефтяников

Правительство «надавило» на крупные добывающие компании, чтобы сдержать цены на бензин в 2018 году. В этом признался председатель правительства Дмитрий Медведев, отвечая 6 декабря на вопросы телеведущих в прямом эфире. Если нефтяники не последуют достигнутым договоренностям, предупреждает премьер, у него «на столе» остается идея введения запретительных пошлин на экспорт, использование которых отобьет у топливных магнатов желание наживаться на поставках горючего за рубеж, и сохранит ценовую стабильность на внутреннем рынке. Эксперты предупреждают, что в подобном «ручном управлении» бензиновым рынком больше минусов, чем плюсов, так как, в любом случае, налоговые маневры лягут дополнительной нагрузкой на кошельки рядовых российских обывателей.

Фото: Геннадий Черкасов

«За счет роста цен на нефть наши нефтяные компании посчитали себя обиженными. Они пришли и говорят: мы не получаем на внутреннем рынке столько, сколько рассчитывали получать. А им кто-то это обещал?», — рассказал Медведев в интервью ведущим отечественным телеканалам. «Мы вынуждены были, скажем прямо, надавить на нефтяников и заставить их подписать эти соглашения. Я считаю, что мы поступили правильно», — заявил премьер-министр.

«Горючие» слезы полились у россиян еще весной, когда в апреле–мае произошел впечатляющий всплеск стоимости горючего: розничная цена Аи-95 выросла с 41,7 до 45,7 рубля за литр. Второй раз с подорожанием топлива отечественные автолюбители столкнулись летом: с начала августа стоимость литра Аи-92 выросла почти на 14%, а Аи-95 — на 21%.

Подобную динамику представители правительства объясняли высокими ценами на нефть. Поскольку сырое и готовое топливо более выгодно экспортировать, так как цены на мировом рынке обгоняют отечественные (в странах ЕС литр бензина стоит примерно 1,5 евро или 110-115 рублей), то внешние поставки оказались гораздо выгоднее внутренних. По мнению чиновников, нефтяники, в собственности которых находятся практически все перерабатывающие заводы, увеличили объемы экспортных контрактов, что привело к дефициту горючего в стране и, соответственно, росту стоимости топлива.

Читайте материал: "Эксперт усомнился в выполнении экономических обещаний Медведева"

В результате переговоров с крупными добывающими компаниями и владельцами независимых АЗС в начале осени, была достигнута договоренность: розничные продавцы не будут повышать цены, а правительство откажется от увеличения внутренних акцизов на топливо в этом году.

Стоимость бензина не упала, но и не стала расти. Литр АИ-92, как и в начале октября, сейчас стоит около 42 рублей. Цены на АИ-95 не превышают 46 рублей. Правда, в кармане у правительства есть дополнительный козырь, который сработает, когда цены на горючее вновь пойдут вверх. «Если ситуация выйдет из-под контроля, нам придется принять совсем непопулярные среди нефтяников решения, включая введение так называемых «заградительных пошлин» на экспорт», — заявил Медведев.

По мнению исполнительного директора Российского топливного союза Григория Сергиенко, предупреждение главы правительства звучит вполне убедительно. «Федеральный бюджет нашей страны продолжает примерно на 43% зависеть от нефтегазовых доходов. Для исполнения майских указов президента чиновникам требуется привлечь до 8 трлн рублей дополнительных доходов. Налоговый маневр в топливно-энергетической отрасти является одним из источников пополнения бюджета. Однако наблюдается парадокс: с одной стороны, Россия пытается поднять мировые цены на нефть; с другой — сохранить стабильными внутреннюю стоимость горючего», — отмечает эксперт.

Для одновременного достижения обеих задач придется чем-то пожертвовать. «Элементарная арифметика подсказывает, что после увеличения внутренних акцизов на топливо с 1 января 2019 года, стоимость бензина должна подскочить на 5 рублей за литр. Для того, чтобы продавцы горючего сдержали цены, правительству придется компенсировать им упущенную прибыль, которую можно было бы заработать на экспорте. Правда, механизм такой компенсации до сих пор не ясен. В результате, в первую очередь, пострадают рядовые покупатели, тогда как инструмент компенсации, направленный на стабилизацию цен, не станет стимулом для снижения стоимости горючего на АЗС», — отмечает эксперт.

Читайте материал: "Экономика наша нормальная, как температура по больнице с учетом морга"

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах