«Я категорически против переноса реформы, — объяснил Кобылкин, — потому что я такой человек, который не может не выполнить поручение президента».
Если президент поручил запустить реформу с 1 января 2019 года, она будет запущена, других вариантов нет.
В то же время Кобылкин признал, что в некоторых регионах очень сложная ситуация. Вывозить мусор по новым правилам там не готовы, а по старым — уже нельзя. Поэтому может оказаться, что к 7–8 января контейнерные площадки окажутся переполненными, что сильно расстроит жителей и приведет к социальным протестам.
Социальные протесты Президент РФ запускать не поручал. Поэтому у Министерства природы, ответственного за реформу, тревожные предчувствия. «Мы не самоубийцы, мы не хотим взорвать страну, чтоб люди вышли на улицу», — признал Кобылкин.
Чтоб совместить несовместимое — запустить реформу и в то же время не запускать, — Минприроды разработало очень трогательные поправки к законопроекту об отсрочке реформы в Москве, Питере и Севастополе.
Как мы уже писали, этот законопроект прошел первое чтение в Думе 20 ноября. А новые поправки Минприроды к нему будут озвучены ко второму чтению — оно, вероятно, состоится на следующей неделе. Но на данный момент их еще даже не обсуждал профильный комитет, они совсем свежие.
Суть поправок в том, что, если регион не готов обращаться с отходами по-новому, пусть обращается по старому, ладно уж.
«Субъекты Российской Федерации в случае отсутствия регионального оператора, досрочного прекращения деятельности регионального оператора, в том числе в случае его отказа от осуществления деятельности, вправе присвоить статус регионального оператора путем заключения соглашения с региональным оператором, зона деятельности которого расположена на территории данного субъекта, либо другого субъекта РФ, с которым граничит данный субъект, либо при отказе данных регоператоров от заключения соглашения — с государственным унитарным предприятием или муниципальным унитарным предприятием, имеющим лицензию на деятельность по сбору, транспортированию, утилизации отходов I–V классов опасности БЕЗ ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСНОГО ОТБОРА РЕГИОНАЛЬНОГО ОПЕРАТОРА на период не более чем один год».
На деле это означает, что те конторы, которые десятилетиями возили в регионе мусор, так и будут его возить еще по меньшей мере 12 месяцев. Все заинтересованные лица остаются, другими словами, при своих интересах, а четырехлетняя байда с выборами регоператора вообще неизвестно кому была нужна.
Примечательно, что и вывозиться мусор будет на те же свалки, куда его раньше возили. «Объекты размещения отходов, введенные в эксплуатацию до даты вступления в силу настоящего Федерального закона и НЕ ИМЕЮЩИЕ ДОКУМЕНТАЦИЮ, ПРЕДУСМОТРЕННУЮ ДЕЙСТВУЮЩИМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ, включаются в госреестр объектов размещения отходов сроком на три года», — говорится в подготовленных поправках.
Правда, делается оговорка: на прежние незарегистрированные свалки можно продолжать возить мусор, только если есть «заключение федерального органа исполнительной власти, осуществляющего ведение государственного реестра объектов размещения отходов», о том, что они могут быть использованы для размещения ТКО.
Но, поскольку таким органом является Федеральная служба по надзору в сфере землепользования, которая находится в ведении Минприроды, волноваться не о чем абсолютно. По любой незарегистрированной свалке заключение будет обязательно. Какое надо, такое и будет.