Проект нового регламента разрешает уменьшить обязательную для пива долю солода за счет зерна и сахара. Новые требования станут обязательными для всех членов ЕАЭС: Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и России.
Председатель правления Национального союза производителей пива и напитков Елена Цветкова отметила, что новый техрегламент лишь определяет требования к продукту и составу сырья, которое может использоваться в процессе производства. «Производитель сам вправе решать и разрабатывать рецептуру, по которой будет изготавливать тот или иной сорт пива, — говорит эксперт. — Поэтому в техрегламенте написано, что допускается замена солода до 50%. Иначе говоря, в составе напитка должно быть не менее половины этого компонента. Остальные 50% можно распределить следующим образом: 45% — это несоложеные материалы, например ячмень и зернопродукты, допустим, рис, маис и другое сырье, которое прописано в ГОСТе для пивоварения. Сахара и сахаросодержащих веществ может быть не более 5%».
Подчеркнем, что новым техрегламентом не запрещается сварить пиво из 100% солода. Им определена только нижняя граница содержания этого компонента. Те, кто делает пиво премиум-класса, изготовят его из 100% солода. Если же у производителя нет такого количества данного сырья, ему позволительно заменить его, например, ячменем в размере 45%.
«Если производитель работает в бедном регионе, он может варить пиво из более дешевых ингредиентов, более бюджетный сорт в расчете на небольшие доходы покупателей. На здоровье потребителей это никак не отразится. На цене может сказаться: солод стоит минимум 30 рублей за килограмм, а ячмень — 12, — рассказывает Цветкова. — Показатели безопасности — это содержание токсичных веществ, посторонних микроорганизмов. Пиво, сваренное с меньшим количеством солода, для кого-то может казаться менее приемлемым. Но это исключительно вкусовщина».
В структуре объема российского рынка алкоголя значительную долю занимает сегмент пива — в 2017 году на него приходилось около 83% всего спиртного. В России сейчас половина от общего объема пива относится к категории «пивной напиток». Как только производитель в процессе изготовления добавил для вкуса апельсиновую корку, например, пиво тут же согласно нормам переквалифицировалось в пивной напиток. Техрегламент в данном случае ничего не меняет. Директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадим Дробиз рассказал «МК», что на пивной фальсификат приходится около 10% алкогольного рынка — порядка 500 млн литров.
Светлана Покатило, директор известной столичной пивоварни, пивовар с большим стажем, дала читателям «МК» советы, как правильно выбрать слабоалкогольный пенный напиток: «На любом пиве, которое продается в таре, можно увидеть дату его розлива. Хорошее пиво то, которое свежее. В первую очередь при покупке напитка потребителю нужно обратить внимание на его срок годности. Однако даже если там значится три месяца, полгода или год, лучше покупать пиво, которому не больше месяца. Стоит помнить, что это продукт, который подвержен старению».
Она также рассказала, что если в пиве не подразумевается осадка, то в бокале оно должно быть прозрачным, без каких-либо взвесей. И еще: если на бутылке заявлено, что пиво светлое, а оно имеет какой-то темный оттенок, то его лучше не употреблять. У пивной пены также есть определенные показатели — стойкость, высота, но они определяются только в лабораторных условиях. «Лучше прийти в ресторан, где есть пивоварня, и попить пиво там. Как правило, в таких местах меньше риска приобрести продукт, который в итоге не понравится», — подытожила Светлана Покатило.