Как показывает практика, громкие заявления представителей картеля отражаются на нефтяных котировках. Однако на этот раз рынок отреагировал сравнительно спокойно на слова министра энергетики Катара. С утра 3 декабря цена «черного золота» снизилась на 26 центов — с $62,31 до $62,05. Впрочем, несмотря на падение, котировки остались на 4,5% выше уровня закрытия предыдущих торгов: рынок высоко оценил итоги саммита «большой двадцатки» в Аргентине и, в частности, договоренности России и Саудовской Аравии по дальнейшему поддержанию уровней добычи нефти.
По словам директора Фонда энергетического развития Сергея Пикина, выход Катара, на которого приходится не более 2% общей добычи ОПЕК, из организации, никак не отразится на нефтяном рынке в последующем. «Присутствие Катара в ОПЕК большой роли не играло. Выйдя из ОПЕК страна не станет производить не меньше, не больше, потому что попросту технологически не потянет. Скорее это имидживый шаг. Таким образом Катар хочет заявить всему миру, что он в первую очередь не производитель нефти, а производитель сжиженного газа», — поясняет эксперт.
К тому же, как утверждает аналитик eToro в России и СНГ Михаил Мащенко, Катар не хочет терять свою долю на рынке. Особенно на фоне роста добычи сланцевой нефти в США. «А это значит, что участвовать в соглашениях, которые будут способствовать снижению экспорта, стране не выгодно», — подчеркивает эксперт.
По его словам, сейчас гораздо большее внимание участники рынка уделяют словам представителям Саудовской Аравии и России, чья добывающая активность заметно превышает объемы всех стран ОПЕК вместе взятых. Впрочем, как отмечает Мащенко, Эр-Рияду под силу и в одиночку оказывать влияние на цены, даже если картель полностью распадется. Саудиты не раз брали на себя большие обязательства, позволяя отдельным странам сохранить производство на прежнем уровне.