По мнению авторов нового законопроекта, неработающие граждане висят на шее у россиян, официально оформленных на работу. Дело в том, что работодатели выплачивают отчисления в соцфонды за своих сотрудников, что позволяет работающим гражданам рассчитывать на медицинское и социальное обслуживание, а по достижению пенсионного возраста - и на пособие по старости.
Неработающие же граждане взносов в фонды не платят. По оценке члена комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Сергея Вострецова, в России живет 18 млн трудоспособных граждан, которые официально не трудоустроены. Из-за того, что они не делают соцотчисления, региональным правительствам приходится перечислять только в территориальные ФОМС за неработающих примерно 600-650 млрд рублей ежегодно. Тем не менее, социальные обязательства перед ними государство исполняет.
Между тем, как следует из слов тех же депутатов, финансовые резервы отечественных социальных фондов пока не испытывают дефицита. Например, первый замглавы комитета ГД по труду, социальной политике и делам ветеранов Михаил Тарасенко, уверен, что ПФР и ФСС гарантируют выполнение государством всех социальных обязательств. Такая уверенность позволила депутатам одобрить в третьем чтении бюджеты фондов на 2019-2021 годы. Трансферты в пенсионную систему сохранятся в ближайшие три года на уровне в 3,3 трлн рублей. «Предусмотрены также средства на выплату маткапитала, который с 2020 года предполагается значительно индексировать, и на поддержку тех льготных категорий, которые платят пониженные взносы в пенсионную систему», — пояснил Тарасенко.
Как полагают эксперты, депутаты до сих пор не выработали внятную позицию по отношению к неработающим гражданам, которые, как полагают парламентарии, «урывают незаслуженный кусок» как у государства, так и у устроенного на работу населения. С одной стороны, парламентарии собираются увеличить поступления в бюджеты и превратить безработных, которые потенциально могут работать на себя, то есть, быть самозанятыми, в лиц, фактически, уходящих от налогов. Законопроект о внесении изменений в Налоговый кодекс предусматривает даже штрафные меры в отношении тех безработных, кто не будет делать отчисления в фонды.
С другой стороны, в бюджетах фондов достаточно средств, позволяющих увеличить социальные расходы. Помимо маткапитала, впервые с 2009 года почти вдвое вырастет пособие по безработице. Его минимальная сумма увеличится с 850 до 1500 рублей, а максимальная — с 4,9 тыс до 8 тыс рублей. Впервые вводится пособие по безработице размером от 1,5 тыс до 11,3 тыс рублей гражданам предпенсионного возраста.
По мнению замглавы аналитического департамента «Альпари» Натальи Мильчаковой, несмотря на заявления о гарантиях по обеспечению государством обязательств перед населением, проблемы в социальной сфере существуют. «Однако для ее решения не надо бегать за неработающими гражданами и отнимать у них последнее. Деньги придется платить немалые. По словам авторов, закон позволит привлекать в фонды 735 млрд рублей ежегодно. В России 18 млн неработающих граждан. Значит каждому безработному придется платить 42 тыс рублей в год», — отмечает эксперт.
«Чиновники уверяют, что все в порядке. Вместе с тем, по сути, их нынешние действия напоминают перекладывании денег из одного кармана в другой, — считает аналитик FxPro Александр Купцикевич, - Не исключено, что через несколько лет выполнение соцобязательств рискует столкнуться с проблемами, которые нельзя будет решить исключительно за счет штрафования безработных».