По словам руководителя направления «Финансы и экономика» Института современного развития (ИНСОР) Никиты МАСЛЕННИКОВА, показатели налогового бремени на бизнес в нашей стране, если брать только прямые налоги, находится на среднемировом уровне. Но если добавить к налогам страховые взносы в различные бюджетные фонды, да обязательные платежи (типа экологического сбора, «Платона» и прочие), то таких фискальных вычетов получается более сотни.
«И если суммировать все эти вычеты, то получается, что бизнес до 50 % прибыли вынужден отдавать в казну. А это уже очень высокий уровень фискальной нагрузки, – говорит экономист. – Поэтому Путин и дал поручение Медведеву проверить общий уровень фискальной нагрузки, которая неравномерно распределена и по отраслям, и по регионам, правительству уже давно пора понять – где мы находимся».
У предпринимателей нет мотивации инвестировать в бизнес, расширять производство, если непонятно, что будет с налогами в ближайшие пять лет.
Президент сослался на то, что вопрос о непомерной налоговой нагрузке поставили перед ним профсоюзы. Это оправдано. «Ведь каждый раз, когда представители профсоюзов заводят с работодателями разговор о повышении зарплаты, они в ответ слышат о том, что рост фискальной нагрузки давит на фонд оплаты труда. Бизнес должен сначала отдать налоги, а потом уже платить зарплату. Как профсоюзам разговаривать с работодателям, не зная реальной налоговой нагрузки? – продолжает Масленников. – Поручение Путина очень своевременно. С 1 января повышается на 2 % НДС, нужно посмотреть, какие отраслевые эффекты будет иметь эта мера. Кроме того, налоги носят точечный характер настройки. Все это вместе тормозит развитие экономики».
Другой эксперт «МК» экономист, председатель политического совета «Партии перемен» Андрей НЕЧАЕВ считает, что поручение Президента – это отзвук нашумевшей договоренности между правительством и нефтяными компаниями относительно краткосрочного не повышения цен на бензин.
«Последующий налоговый маневр в нефтяной отросли, если действительно будет сделана ставка на НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых), кардинально изменит налоговую систему для нефтяников – у компаний, работающих в разных регионах, налог будет сильно отличаться», – считает Нечав.
Другой причины для разбирательства с налогами на уровне правительства экономист не видит. По его мнению, серьезного различия налоговой нагрузки по регионам на уровне ставок нет.
«У них не так много прав для существенного маневра. Только в отношении налога на прибыль может быть увеличена немного региональная часть. В остальном – это некое перераспределение между региональными и муниципальными бюджетами. Но муниципальные бюджеты настолько обезвожены, что им уже все равно, на местах остаются крохи.
Там, где зарегистрированы нефтяные компании, там одна ситуация, а все остальные, даже регионы с хорошо развитой промышленностью – являются регионами-донорами. Перемещение Газпрома в Петербург существенно поменяло налоговую базу этого региона, хотя в экономике Питера ничего не изменилось, газ как добывали на Ямале, так и продолжают», – считает эксперт.
По поводу того, чего ждать простым людям от поручения данного президентом правительству, мнения экспертов тоже разошлись.
Не думаю, что исполняя это поручение, наш премьер-министр сделает какие-то открытия, уверен Андрей Нечаев.
«В лучшем случае, – говорит он, – приструнят какого-нибудь губернатора, который поднял сверх меры кадастровую стоимость недвижимости в своем регионе, поэтому население уже не может платить налоги за участки и квартиры. На этом компания по снижению налогового бремени для населения закончится».
Никита Масленников дает более оптимистичный прогноз:
«Государству обязательно нужно разобраться с налоговой нагрузкой, но это только первый шаг. Оно должно признать, что все вычеты из прибыли – это фискальная нагрузка. Не имеет значения, как они называются -- налоги, страховые сборы или обязательные платежи. Этот спор между предпринимателями и чиновниками идет давно, и пора поставить в нем точку.
Второе – надо не только посчитать общую фискальную нагрузку, но и стабилизировать ее, т.е. гарантировать бизнесу, что она не будет повышаться хотя бы в течение трех ближайших лет. Также нужно посмотреть, какие существуют налоговые льготы и насколько эффективно они работают. От каких-то, возможно, лучше отказаться. И, конечно, нужно совершенствовать эффективность расходов бюджета – это самый важный резерв для снижения налогового бремени на бизнес. Маршрут правительства по этому направлению, думаю, прояснится через год-полтора».