Торговым сетям запретили возвращать обратно изготовителям нераспроданный скоропортящийся товар, годность которого не более 30 дней: охлажденное мясо птицы, «молочка» и прочие продукты.
Инициаторами поправок стала группа парламентариев во главе с вице-спикером Госдумы Ириной Яровой и первым зампредом комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергеем Лисовским. С самого начала документ вызвал большие споры. Ритейлеры выступали решительно против ограничений на возврат. Поставщики, преимущественно, голосовали за, но некоторые со скрипом: из страха, что в результате их товар может вовсе исчезнуть с магазинных полок. Обсуждался законопроект три года. В июле 2018-го он был принят в первом чтении и только сейчас - во втором.
Для того, чтобы поправки вступили в силу, всем участникам процесса пришлось пойти на компромиссы. В частности, первая редакция документа предусматривала полный запрет на возврат. Ритейлеры в ответ стали запугивать потребителей тем, что ограничат закупки и, в конечном счете, товара не хватит на всех желающих. Законотворцы решили ослабить узду и ограничить запрет возвратом продуктов 45-дневного хранения. В конечном счете, остановились на 30 днях. По словам Яяровой, это консолидированная позиция правительства и Госдумы, направленная на защиту отечественных производителей от дискриминационных практик торговых сетей. Вице-спикер отметила: «Торговые сети, как собственники товара, впредь не смогут перекладывать на производителя свои риски и расходы, понуждать производителя выкупать нереализованный товар или обменивать его без оплаты».
Из этого следует, что после того, как поставку товара отгрузят ритейлеру, он переходит из «подчинения» его изготовителя к продавцу. Торговые сети, в свою очередь, будут обязаны приложить максимум усилий, чтобы реализовать этот продукт и до истечения срока годности. В противном случае, гасить издержки от его повторной переработки или утилизации придется уже самим сетям, а не сельхозпроизводителям, как это было до сего дня.
Один из авторов законопроекта Сергей Лисовский назвал принятый вариант документа компромиссным. «К сожалению, нам не удается принять сразу закон в таком виде, который полностью защищал бы наших граждан. Ведь когда мы говорим о защите производителей, речь также идет и о защите потребителей. Все навязанные услуги, все поборы, которые торговые сети снимают с производителей, в конечном итоге закладываются в конечную цену продукта, а граждане платят за это своими кровными», — говорит он.
Пока же те продукты, срок хранения которых менее 30 дней, запретили возвращать производителям. Сенатор убежден, что торговые сети будут искать обходные пути, но в целом возвраты прекратятся, поэтому себестоимость таких продуктов будет снижаться. Ранее, когда изготовителям возвращались значительные объемы товара, те несли большие расходы на его переупаковку, если срок хранения еще не истек, либо на его утилизацию. Все издержки от этого закладывались в стоимость следующей партии продукта, так как производители, зачастую, работают с минимальной доходностью или же вовсе в убыток. Это приводило к росту себестоимости товара и увеличению цен на магазинных полках.
«Убрали фактор возвратов, который входит в первую тройку причин, приводящих к повышению цены. Это серьезно повлияет на общую стабильность рынка. В то же время, будет меньше испорченных продуктов», — отметил сенатор. Существуют фирмы, которые выкупали продукты с истекшим сроком годности и продавали их изменив упаковку, перебив срок годности или переработав. По мнению Лисовского, такая схема исчезнет, потому что на рынке не будет такого предложения.
Сенатор подчеркнул, что уже весной 2018 года начнется проработка новых дополнений к принятому законопроекту, которые, в свою очередь, поправят то, что не удалось сделать в этот раз. «В любом случае, это большая победа, которая существенно облегчит жизнь и производителям, и потребителям, так как они реально почувствуют стабильность цен или даже их снижение», — оценил прошедшее голосование в Думе Лисовский.