Кому-то, может быть, это и неинтересно вовсе, потому что многие в деле повышения личных доходов давно уже надеются только на себя. Правильный подход, но все-таки, согласитесь, знать соответствующие намерения исполнительной власти тоже не помешает. Что же, представления о правительственных намерениях дают недавно утвержденные «Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года».
Для начала важна оценка того, с чем мы подошли к этому периоду. Правительство признает, что реальные располагаемые доходы граждан снижались в 2014–2016 годах. Кстати, почему про 2017 год забыли? В 2017 году реальные располагаемые доходы населения тоже снизились — на 1,7%. Так что доходы снижались не три, а четыре года подряд: с 2014 по 2017 годы включительно, накопленным итогом примерно на 11%. Непонятно, к слову, зачем понадобилась эта мелкая неправда, ведь достаточно зайти на сайт Росстата и она станет явной.
Ну да ладно — обратимся к другой важной теме: объяснению правительством причин, из-за которых стали падать реальные доходы граждан. А объяснения такие: все это произошло «вследствие необходимости подстройки к резкому ухудшению внешних экономических и геополитических условий социально-экономического развития страны». Проще говоря: мы не виноваты, это цены на нефть рухнули, и санкции против нас ввели. Вот реальные доходы населения и упали, а уровень бедности в стране и вырос.
Правительство наше дорогое, это как-то неправильно. Согласитесь, что, когда виноватых стараются найти исключительно на стороне, это уже как-то вызывает недоверие. И это, кстати говоря, вовсе не частное мнение автора этих строк: в президентских посланиях Федеральному собранию 2013 и 2016 годов абсолютно четко указывалось на то, что главные причины трудностей в российской экономике состоят в ее внутренних проблемах. Цитирую Владимира Путина: «…главные причины торможения экономики кроются прежде всего в наших внутренних проблемах» (2016 год).
Вы уже там, власть предержащие, договоритесь между собой, как объяснять свои провалы будете: то ли во всем винить будете внешних врагов и обстоятельства, то ли все-таки признаете, что и сами не без греха.
А теперь, наконец, о том, как правительство собирается исправлять ситуацию. Невозможно не согласиться с тезисом о том, что «повышение реальных доходов населения будет обеспечиваться в первую очередь за счет устойчивого и динамичного развития страны». Только вот вопрос: а будет ли таким наше экономическое развитие? Само правительство, кстати, прогнозирует замедление экономического роста до плюс 1,3% по ВВП в 2019 году (в 2018 году официально ожидаемый рост составляет 1,8% по ВВП). Правильно, конечно, что рост доходов граждан должен обеспечиваться прежде всего за счет экономического роста. Но откуда возьмется рост экономики, если налоги растут, санкции и антисанкции усиливаются, а даже неплохая мировая цена на нефть нас уже не спасает?
Еще доходы собираются повышать за счет ежегодного установления минимального размера оплаты труда, проведения ежегодной индексации заработной платы работников организаций бюджетной сферы, индексации социальных выплат, целевой поддержки отдельных категорий граждан, содействия занятости отдельных категорий граждан.
Но, позвольте, это же рутинная работа правительства, все это оно должно и так делать в соответствии с нормативными актами. Что тут такого? Индексацию, между прочим, можно ведь проводить и на величину, меньшую показателя инфляции, и реальные доходы (будь то пенсии, зарплаты бюджетникам, социальные выплаты) будут не расти, а падать в таком случае. Так, кстати, и было в недавнем прошлом.
Какие еще меры в арсенале правительства? Конечно же, пенсионная реформа, которая, по заверениям властей, позволит обеспечить ежегодное увеличение страховой пенсии неработающим пенсионерам в среднем на 1000 рублей уже с января 2019 года и достичь среднего размера пенсионной выплаты в 20 000 рублей к 2024 году.
Но вырастут ли реальные доходы самих неработающих пенсионеров в таком случае — это еще очень большой вопрос, потому что все эти выкладки исходят из инфляции в ближайшие годы в 3–3,5%, а она будет много больше. Это уже и Центробанк признал, который повысил верхний уровень прогнозной инфляции в 2019 году до 5,5%.
Еще одна ожидаемая пенсионная новация, напрямую касающаяся повышения доходов людей и снижения уровня бедности, — «формирование дополнительных пенсионных средств граждан в рамках пенсионного плана индивидуального пенсионного капитала негосударственного пенсионного обеспечения». Постараюсь пояснить, что это означает в переводе с чиновничьего. Ключевые слова здесь — «индивидуальный пенсионный капитал».
Индивидуальный пенсионный капитал (ИПК) — это главное в новой системе пенсионных накоплений, которую правительство хочет запустить в 2020 году. Концепция ИПК предполагает, что ставка взносов на обязательное пенсионное страхование останется на уровне 22% от фонда оплаты труда (столько же и сегодня платит работодатель), пенсионные накопления, которые и так уже заморожены с 2014 года (6%), из этих взносов формироваться не будут. Ход мыслей правительства уже становится понятным, не правда ли? Вместо этого для формирования пенсионных накоплений работникам будет предложено отчислять в негосударственные пенсионные фонды (НПФ) часть заработной платы (до 6%) — фактически так, как мы сегодня платим подоходный налог (13%).
Кто-нибудь скажет: и что тут страшного, а я и не буду никуда ничего дополнительно отчислять. Но не так все просто. Власти не занимались бы созданием новой системы, если бы она основывалась сугубо на добровольных началах. Для них как раз весь смысл состоит в том, чтобы сделать это все добровольно-принудительным. А точнее даже — принудительно-добровольным.
Но продолжим анализ мер, с помощью которых правительство в ближайшие годы намерено повышать уровень доходов населения. В целях повышения доходов семей с детьми будет осуществляться содействие трудовой занятости женщин, воспитывающих детей. А еще будет организован на региональном уровне учет малообеспеченных детей. Также будут расширены меры поддержки, предоставляемые на основе оценки нуждаемости. Поясню, что это значит: социальная помощь должна предоставляться тем, кто в ней действительно нуждается. Что, безусловно, правильно. Однако здесь нам надо беспокоиться по поводу того, как практически будет реализовываться данная мера. К примеру, осталась вдова-старушка в большой квартире одна, а получится, что она, несмотря на маленькую пенсию, по критериям нуждаемости (квартира-то большая!) ни на какую дополнительную соцпомощь рассчитывать не может. Очень, кстати, реалистичный вариант реализации данного намерения властей.
Наконец, такая мера: создание «открытого ресурса в части нуждающихся граждан», что, по мнению властей, будет способствовать развитию благотворительности и волонтерства. Опять придется перевести на русский язык: правительство хочет составить «список бедняков» и сделать его публичным, полагая, что найдутся желающие помочь нуждающимся. Интересно, кто-нибудь при всей нуждаемости согласится, чтобы его имя было в таком выставленном на всеобщее обозрение списке? Лично я сомневаюсь…
Вот такие меры придумало правительство для обеспечения устойчивого роста реальных доходов граждан в период до 2024 года в надежде, что это снизит в два раза уровень бедности в стране.
С чем-то из предложенного можно согласиться, с чем-то категорически нет. Но я дам свой прогноз: Россия останется в ближайшие годы бедной страной. И это крайне недостойно для нашего государства.