Предложение одобрила Генпрокуратура РФ, которая за последние два с половиной года завела 10 административных дел по факту овербукинга и оштрафовала 7 авиакомпаний. Один из таких случаев произошел в прошлом году на рейсе Красноярск-Москва, который осуществлял один из российских перевозчиков. Компания продала 196 билетов при наличии 189 посадочных мест. Другая авиакомпания не уместила пассажиров на рейсе из столицы в Сочи 31 декабря 2017 года. Пострадавшим пришлось встречать Новый год в гостинице при Домодедово: издержки перевозчик компенсировал. Некрасивая ситуация, которая хорошо характеризует возможные последствия овербукинга, случилась не так давно в США. Американская компания United Airlines силой вывела 69-летнего пассажира из салона самолета, чтобы посадить на его место своего сотрудника. Мужчину случайно ударили о подлокотник, а когда он потерял сознание, протащили по салону.
К слову, именно США считается «родиной» овербукинга. В переводе с английского это слово означает сверхбронирование. У овербукинга два вида — технический (когда в целях безопасности самолет заменяют на менее вместительный и не всем пассажирам хватает мест) и коммерческий, из-за которого и возник весь «сыр-бор». В Америке 1950-х годов впервые поняли, что на рейсы обычно приходит примерно на 10% меньше пассажиров, чем продано билетов: кто-то их вернул, а кто-то просто не смог полететь. Поэтому авиакомпании решили подзаработать на потенциально пустеющих местах и начали продавать больше билетов, чем количество кресел в салоне. В большинстве случаев трюк удавался, но иногда рейсы оказывались переполненными и не все пассажиры умещались. А иногда на рейсы с аншлагом, несмотря нехватку мест, сажают «випов»: чиновников, звезд или просто приближенных к авиакомпании лиц.
Когда компании нужно найти «крайнего», чтобы выпроводить его с рейса, они поступают по-разному. В американской и европейской практике сотрудники сначала пытаются найти добровольцев, которые согласятся полететь другим рейсом, естественно, за компенсацию - деньги, ваучер на другой полет, оплата ночи в гостинице. Если все отказываются, то выбор делают случайным путем, но остаться на рейсе больше шансов у тех, кто купил более дорогой билет или зарегистрировался раньше. Поэтому рецептом спасения от овербукинга может быть ранний приезд в аэропорт или заблаговременная онлайн-регистрация, которая обычно открывается за сутки до вылета.
В России вокруг овербукинга разгорались нешуточные споры. Три года назад его хотели легализовать, чтобы компании могли зарабатывать на сверхпродаже. Потом предлагали запретить. Сейчас заговорили о высоких штрафах, но эксперты отрасли убеждены, что это — не лучший вариант и может привести к банкротству авиакомпаний или удорожанию билетов. Куда разумнее — пользоваться позитивным европейским опытом. Главный редактор портала «Avia.ru» Роман Гусаров говорит, что во многих странах овербукинг идет пассажирам во благо. «Часто у авиакомпаний есть пара мест в бизнес-классе, куда они могут посадить «лишних» пассажиров из переполненного эконом-класса. Показательный случай был во Франкфурте. В салон не умещались 10 человек, авиакомпания начала искать добровольцев, ими хотели стать аж 40 пассажиров: уж слишком привлекательной была компенсация — 200 евро», - отмечает эксперт.
В свою очередь, зампредседателя Общероссийского объединения пассажиров Илья Зотов дал совет клиентам авиакомпаний, как предъявить претензии перевозчику. Нужно сохранить билет, взять контакты у свидетелей и обратиться в суд в течение шести месяцев. Если факт коммерческого овербукинга подтвердится, у пассажира большие шансы наказать авиакомпанию рублем и получить компенсацию ущерба.