Накануне встречи ОПЕК+ в Алжире эксперты практически в один голос прогнозировали, что ее участники примут решение об увеличении добычи «черного золота». В пользу этого говорило несколько факторов. Дело в том, что ряд государств в последние месяцы столкнулись с резким падением добычи сырья. Например, в Иране в связи с будущим ограничением экспорта «черного золота» из-за новых американских санкций, которые вступят в силу в 4 ноября, производство нефти сократилось с 4 млн до 3,6 млн баррелей в день. В целом, как заявил президент швейцарского нефтетрейдера Mercuria Energy Trading Дэниел Джегги, к концу IV квартала из-за санкций Вашингтона против Тегерана с рынка будет изъято 2 млн баррелей в сутки.
Схожие события происходят в Венесуэле, где внутренние политические перипетии отрицательно сказались на нефтяной промышленности. Недостаток инвестиций в добывающую отрасль в Мексике, Ливии, Нигерии и Анголе привел к тому, что с мая по сентябрь производство в этих странах снизилось на 680 тыс. баррелей в сутки.
Понимая, что подобные тенденции могут привести к серьезному дефициту «черного золота» на мировом рынке, страны ОПЕК+ в конце июня договорились увеличить суточную добычу на 1 млн баррелей. Более того, многие участники этого соглашения, в частности Россия и Саудовская Аравия, стали наращивать производство, не дожидаясь официального решения.
Кроме того, за считаные дни до саммита в Алжире с призывом (а фактически с ультиматумом) снизить цены на нефть за счет увеличения производства к участникам ОПЕК+ обратился Дональд Трамп. Он заявил, что только в этом случае США гарантируют защиту государствам Ближнего Востока. Все перечисленные причины вселяли уверенность, что 23 сентября коалиция увеличит производство еще на 1 млн баррелей в день.
Но этого не произошло. Как заявил министр нефти Ирана Бижан Намдар Зангане, ОПЕК+ пришла к выводу, что сейчас нет необходимости наращивать добычу. «Несмотря на то что ряд стран ОПЕК являются проводниками политики США, решение картеля демонстрирует, что организация является независимой», — отметил министр.
В связи с этим, как полагают эксперты, стоит готовиться к дальнейшему роста котировок. По словам Джегги, рынок не сможет адекватно ответить на исчезновение с рынка 2 млн баррелей нефти в день.
Не спасет положение рост добычи в Соединенных Штатах, которые, как полагают прогнозисты ОПЕК, к концу года обгонят по этому показателю одного из нынешних лидеров — Россию. В связи с этим на следующем заседании ОПЕК, скорее всего, все-таки будет принято решение об увеличении мощностей организации. Кстати, на будущем саммите Россия может присутствовать не просто в качестве гостя, а в качестве наблюдателя. До этого времени, как полагает ведущий аналитик FxPro Александр Купцикевич, нефтяной картель и независимые производители оценят, как рост добычи повлияет на биржевые цены, а также взвесит последствия снижения спроса из-за замедления темпов роста мировой экономики.
«На ожиданиях вступления с 4 ноября в силу санкций против Ирана велика вероятность перехода нефтяных котировок в диапазон $80–100 за баррель. Участники ОПЕК+, нарастив добычу с начала года, сумели возместить сокращение на рынке венесуэльской нефти, но они вряд ли сумеют быстро возместить 1,5–2 млн «бочек» иранского сырья», — полагает Алексей Калачев, аналитик ГК «Финам».
С этим мнением согласны и зарубежные специалисты. Американский банк J.P. Morgan прогнозирует, что в ближайшие месяцы баррель может вырасти до $90. Руководитель сингапурского трейдера Trafigura Group Бен Локок уверен, что это произойдет к Рождеству, а к Новому году стоимость «бочки» вырастет до $100. Таким образом, есть вероятность, что 2019 год для мирового сырьевого рынка откроет очередную эру дорогой нефти.