ЦБ не менял ключевую ставку — 7,25% — три заседания совета директоров подряд, в том числе и на последнем — 27 июля 2018 года. Тогда руки регулятору связывали сохраняющиеся антироссийские санкции и инфляционные ожидания. О рубле же речи не шло. «Деревянный» бросало из стороны в сторону, однако в небольшом диапазоне.
Ситуация резко изменилась с наступлением августа. С начала последнего летнего месяца рубль начал катиться вниз и продолжил это движение в сентябре. Например, 10 сентября впервые за последние 2,5 года доллар поднялся выше 70 рублей, а евро перешагнул отметку в 81.
Но в преддверии очередного заседания ЦБ рубль все же взял реванш, что неудивительно. Ключевая ставка — один из главных показателей, на который реагирует «деревянный». Достаточно вспомнить кризис конца 2014 года. В ночь с 15 на 16 декабря ЦБ экстренно повысил ключевую ставку сразу до 17%. Таким образом удалось затормозить инфляцию и укрепить рубль, который буквально за день рухнул на 8%.
В настоящее время ситуация пока не столь критична. Но ЦБ, судя по всему, предпочитает перестраховаться. О возможном повышении ставки недавно уже предупреждала глава Банка России Эльвира Набиуллина. Подтвердил ее слова также директор департамента денежно-кредитной политики ЦБ Алексей Заботкин. «За последние три-четыре недели появились дополнительные факторы, которые позволяют совету директоров включить в спектр рассмотрения 14 сентября и вопрос повышения ставки», — отметил он, выступая на Московском финансовом форуме. По его словам, к таким факторам относится прежде всего риск ускорения инфляции. Согласно последнему прогнозу Минэкономразвития, в 2018 году показатель составит 3,4%, а к началу 2019-го может разогнаться до 4,5–5%.
Вынуждает ЦБ идти на резкие меры и нервозность на рынках. «Мы видим на финансовых рынках повышенную волатильность, и не только в России. Мы будем оценивать все риски. Есть изменения на внешних рынках, внешние факторы. Это будет обсуждаться при принятии решения», — заявила Набиуллина.
То, что причины для повышения ключевой ставки существуют, признает и помощник президента Андрей Белоусов. Однако чиновник надеется, что глава ЦБ повременит с увеличением показателя. «Но я считаю, что это будет крайне нежелательное действие. Потому что это затормозит инвестиционную активность и экономический рост, а также приведет к дополнительным расходам бюджета», — полагает Белоусов.
Против повышения ключевой ставки выступает также советник президента Сергей Глазьев. Он утверждает, что «если это произойдет, то будут похоронены все инвестиционные ожидания».
Как предупреждает шеф-аналитик ГК TeleTrade Петр Пушкарев, «если ставка будет повышена, то придет конец доступным кредитам, в том числе дешевой ипотеке». К слову, если ЦБ все же поднимет ставку, то это произойдет впервые за 3,5 года.
Многие эксперты считают, что ЦБ следует оставить показатель на нынешнем уровне. При ожидаемой инфляции в 4% ключевая ставка в 7,25% годовых, то есть почти в два раза выше, дает пространство для маневра. Дело в том, что реальные ставки в России остаются одними из самых высоких в Европе даже после цикла смягчения денежно-кредитной политики с 2015 года.
Более того, как отмечает аналитик eToro в России и СНГ Михаил Мащенко, скоро начнется налоговый период. «В его рамках экспортеры будут обменивать валютную выручку, что в свою очередь должно оказать положительное влияние на нацвалюту», — считает эксперт.
Однако не стоит забывать про антироссийские санкции, которые никто пока не собирается отменять. Более того, как грозят из-за океана, новые жесткие финансовые ограничения начнут действовать к концу ноября. И вряд ли такое развитие событий благоприятно отразится на курсе рубля.