Аркадий Злочевский заявил: «Исходя из уровня издержек, тот же нарезной батон, которой сегодня стоит 19–21 руб., должен стоить как минимум 35 руб.». Напомним, в начале сентября участники рынка предсказывали, что хлеб в РФ может уже в ближайшие месяцы подорожать на 10–15% — из-за скачков курса валют и снижения прогноза по урожаю зерна, а также роста цен на топливо и повышения НДС. Теперь же глава Зернового союза ведет речь о ценовом скачке сразу на 75%.
«Хлебопекарни у нас открываются не по принуждению, и в убыток длительное время никто работать не станет: бизнес в этом случае просто закроется. Если хлебопеки готовы продавать хлеб по нынешним ценам, значит, они их полностью устраивают. Иначе у нас уже был бы дефицит хлеба, — отметила в разговоре с «МК» член Торгово-промышленной палаты Анна Вовк. — Недооценка хлеба на 75% — это серьезный просчет, который не смогла бы пережить ни одна компания. Так что такие заявления выглядят несколько странно».
По мнению эксперта, рост цен на хлеб в пределах 10% выглядит более реалистичным, чем рост с 20 до 35 рублей. «Во-первых, цены на зерно сейчас не катастрофически высокие и недалеко ушли от цен 2015 года. И урожай нормальный. Во-вторых, доля зерна в стоимости хлеба находится на уровне 15%. Все остальное — это переработка, транспортировка, упаковка и прочие расходы, — рассказала она. — Рост цен на 75% порадует производителей хлеба, но сильно негативно скажется на малоимущих покупателях, для которых хлеб — один из важнейших продуктов в рационе».
«Если предположить, что цена поднимется до такого уровня, это приведет к тектоническим последствиям не просто на рынке, но в целом в жизни огромного числа людей, к малопредсказуемому росту социального напряжения, а также к острому усилению инфляции и качественному снижению уровня жизни», — считает ведущий аналитик ГК TeleTrade Марк Гойхман.
Хлеб — товар с очень низкой эластичностью: при увеличении цен спрос практически не меняется, так как это товар первой необходимости. «Заменить его нечем и отказаться нельзя. Поэтому велик соблазн поднимать цены на него — покупать не перестанут, что и происходит», — подчеркнул эксперт.
Еще один аргумент Злочевского: российский хлеб стоит в 5 раз дешевле американского и в 7 раз меньше европейского. С точки зрения Вовк, это сравнение не вполне корректно: в России ниже доходы людей, ниже расходы предпринимателей на оплату труда сотрудников, да и продукт на выходе совсем иной, который нельзя напрямую сравнивать с иностранными аналогами. «За более высокой ценой хлеба в других странах кроется и намного более высокое качество хлеба. У нас для производства хлеба чаще всего используется зерно 3-го класса, а бывает, что применяется и фуражное зерно. Качественная пшеница 1 и 2-го классов по большей части уходит на экспорт», — пояснила член ТПП.
Потребитель окажется под сильной волной давления — не только финансового, но и психологического — если цена на мучные изделия взлетит, отметила в беседе с «МК» ведущий аналитик «Эксперт плюс» Мария Сальникова. «Основная доля потребительской корзины приходится на продукты питания и услуги ЖКХ. Более чем 60% населения страны считает каждую копейку и четко знает стоимость продуктовой линейки, которую покупает изо дня в день. Соответственно, реакция на повышение цен всегда острая», — сказала она.
Напомним, что по данным официальной статистики, каждый седьмой россиянин находится за чертой бедности. Это значит, что удорожание привычного хлеба, будет весомым ударом для потребительского кошелька.