В конце лета ЦБ планировал расширить тарифный коридор по ОСАГО на 20% в обе стороны (увеличение вилки базового тарифа для легкового автомобиля физлица с нынешних 3,4–4,1 тыс. до 2,7–4,9 тыс. руб.). Также регулятор намеревался увеличить с пяти до 50 градаций диапазон коэффициента возраста и стажа (КВС) и реформировать коэффициент бонус-малус (КБМ, учитывает аварийность водителя), привязав его не к договору, а к водителю, и зафиксировав его значение на год. Но изменения отложили на неопределенный период.
Как считают эксперты, это произошло из-за высокой социальной напряженности в стране: пенсионная реформа, повышение НДС, увеличение налогов и акцизов на топливо, намеченное на 1 января, вызвали ожидаемую волну недовольства граждан. Недавно Банк России обратил внимание и на то, что в начале года у страховщиков снизился уровень выплат. В итоге на текущий момент достоверной информации о начале действия либо о пересмотре новых тарифов ни у кого нет. Зато есть ряд других изменений, коснувшихся автогражданки.
4 сентября вступило в силу обновленное Указание ЦБ по электронным полисам ОСАГО №4723-У, которое стало настоящей неожиданностью для участников рынка. Основное изменение, прописанное в документе, коснулось так называемой временной франшизы в электронном ОСАГО.
Согласно документу, временная франшиза устанавливается по началу действия договора. То есть если заключается договор, например, первого октября, то начало его действия будет не ранее пятого числа того же месяца: «После осуществления доступа к сайту страховщика в соответствии с настоящим Указанием страхователю — физическому лицу предоставляется возможность заполнения заявления о заключении договора. Заявление, заполняемое на сайте страховщика, должно содержать сведения в объеме, предусмотренном для заявления, составляемого на бумажном носителе, с указанием даты начала срока действия договора, наступающей не ранее чем через три дня после дня направления заявления страховщику, а также сведения об адресе электронной почты, на который будет направлен страховой полис в случае заключения договора».
Получается, что благодаря такой формулировке, три дня де-юре превращаются в пять. Допустим, вы заполняете заявление в понедельник, далее — упомянутые «три дня после» — это вторник, среда и четверг. А срок действия начинается после этих трех дней — не ранее пятницы. Почему это так важно? Дело в том, что если автовладелец заранее не отследит срок окончания страховки, то он будет ездить на незастрахованном авто. Либо можно заключить договор ОСАГО в виде обычного, «бумажного» полиса — в офисах страховых компаний. Вот он вступит в силу ранее, чем на пятый день.
Это правило было введено не просто так — оно поможет бороться с водителями, которые спокойно ездят вообще без полиса, а в случае ДТП сразу его оформляют, прямо с телефона. «Число незастрахованных по ОСАГО изо дня в день увеличивается. Это связано как с поддельными полисами, так и вообще с их отсутствием. Это в свою очередь очень мешает росту Европротокола (по которому подняли лимит до 100 тыс.), так как человек никогда не знает, застрахован ли виновник аварии», — рассказал руководитель управления методологии обязательных видов страхования «АльфаСтрахование» Денис Макаров.
Правда, участники рынка уверены, что получившиеся «пять дней» — это все же случайная ошибка, изначально планировался срок в три дня, но опубликованная формулировка в Указании ЦБ внесла свои коррективы.
Другое новшество, которое пока еще работает в экспериментальном режиме — автофиксация отсутствия ОСАГО. Российский союз автостраховщиков объявил о том, что с 1 сентября 2018 года камеры могут оштрафовать водителя за отсутствие автогражданки. Правда, пока эксперимент запущен только в Москве, но в случае успешного тестирования распространится и по регионам.
Получается, если у автовладельца нет полиса ОСАГО или он просрочен, то он получит штраф в размере 800 рублей. На него также действует скидка в 50 процентов в течение первых 20 дней со дня вынесения постановления. А если письмо с камеры пришло позже, то срок можно даже восстановить — постановление об этом вынес Конституционный суд РФ в декабре 2017 года. Кстати, повторности нарушения у этого штрафа нет, как не предусмотрено и эвакуации на штрафстоянку.
Для многих водителей в этом смысле остается не выясненным вопрос права 10-дневной езды без страховки на новом авто. В официальных источниках не прописано, будут ли камеры автофиксации распознавать только что купленную машину. Вероятно, обжаловать такой штраф с камеры необходимо уже после его вынесения. Основанием для обжалования послужит договор купли-продажи автомобиля.
Есть и другие изменения, касающиеся ОСАГО, пусть и не столь значимые для каждого водителя. Одно из них — ЦБ прописал работу системы гарантированного заключения электронного ОСАГО (Е-Гарант), которая на самом деле существует больше года. Кроме того, теперь есть ограничения для регистрации на сайтах страховых компаний: один личный кабинет страхователя можно зарегистрировать только на один номер телефона, хотя при этом через него можно заключать договоры на все машины, у которых владелец номера является собственником либо допущен к управлению.
Далее — автовладелец теперь должен успеть за три часа передать сканы документов для заключения договора ОСАГО, иначе по истечении этого времени страховщик уведомит клиента о прекращении оформления полиса. Также изменился формат кода подтверждения, который приходит от страховой компании для регистрации на сайте: вместо десятков букв разных алфавитов, цифр и символов будет не более десяти знаков, причем среди них — только цифры или буквы латинского алфавита.
В будущем страховые компании все же ждут и глобальных изменений, которые приведут к либерализации тарифов. «Чтобы обеспечить права потребителей, нужна максимальная свобода действий. У страховщика должна быть возможность давать разным категориям граждан разные тарифы. Полная либерализация тарифов к 2020 году — это абсолютно правильно», — уверены в компании «Ингосстрах».
Понятно, что моментально прийти к либерализации нереально, поэтому реформа будет поэтапной. Так, по мнению страховщиков, можно прийти к максимально персонифицированным тарифам.
Ряд страховщиков предлагают и другие изменения, связанные с ОСАГО, однако будут ли они приняты к сведению — неизвестно. Например, в некоторых регионах используется натуральное возмещение, то есть ремонт вместо денежной выплаты. «А нужен ли такой вариант конкретному автовладельцу — зависит от его авто, от региона, от предлагаемого сервиса. Если страховая компания предлагает ремонт на таком сервисе, которому сам автовладелец готов доверять, то, наверное, в этом есть смысл и для автовладельца», — полагает заместитель гендиректора «Либерти Страхование» Александр Потитов.