Отметим, что ситуация стала прецедентом на отечественном туристическом рынке - благодаря поправкам к закону о туризме, вступившим в законную силу как раз в понедельник, 3 сентября. До этого момента объявить себя недееспособной могла только сама фирма. Впредь «Натали Турс» официально является банкротом, что позволяет запустить механизм возврата денежных средств клиентам, лишившимся отдыха по вине недобросовестного оператора. Правда, деньги путешественникам все равно придется отвоевывать.
Фактически компания перестала оказывать услуги путешественникам еще 4 июля. Но из-за того, что «Натали Турс» обещала возобновить работу, туристы не могли претендовать на возврат денег.
Долг компании перед её партнерами и перед клиентами оценивается в 1,2 млрд. рублей. Количество туристов, не получивших услуги согласно заключенным с оператором договорам - около 30,2 тыс. человек, а финансовых гарантий у туроператора, напомним, всего лишь на 156,4 млн. рублей, чего явно не хватит на всех пострадавших. В таком случае должен быть задействован фонд ассоциации туроператоров «Турпомощь», который формируется за счет регулярных отчислений средств самих операторов.
Проблема заключалась в том, что до 3 сентября компания отказывалась сама себя признавать банкротом. Но сейчас это сделал за нее регулятор и тем самым механизм возврата денежных средств запустился автоматически. Что дает шанс «кинутым» туристам потребовать возмещения ущерба на законных основаниях. «Натали Турс» застрахована в компании «Ингосстрах», которая 4 сентября начала прием заявлений от туристов.
По словам вице-президента Российского союза туриндустрии (РСТ) Юрия Барзыкина, страховая компания должна составить реестр «нуждающихся» и поделить сумму, имеющуюся на счетах туроператора, на всех, согласно услугам, которые туристы оплатили, но не смогли получить. Барзыкин не исключает, что в отношении руководителей «Натали Турс» могут возбудить уголовное дело.
Для того, чтобы вернуть свои деньги, в случае оплаты тура наличными, у клиента на руках должны быть, как минимум, договор о реализации турпродукта и доказательства оплаты, например, кассовый чек, отметил в разговоре с «МК» старший специалист юридического департамента А1 Роман Серб-Сербин.
«В случае оплаты безналичным способом надо получить от банка выписку, из которой следует, что услуги турагентства оплачены. Также будет необходимо распечатать подтверждение, которое, как правило, приходит на электронную почту и из которого следует, какой именно отдых был оплачен туристом», — говорит юрист.
Возместить убытки в случае банкротства туроператора можно предъявив требования самому туроператору, обратившись в объединение туроператоров или в страховую компанию. Серб-Сербин отмечает: «В целом по стране кредиторам крайне редко удается возвратить даже 25% от уплаченных сумм. При этом ждать этих денег придется долго, так как расчет с кредиторами осуществляется на финальной стадии банкротства, которая может наступить через год, два или более».
Схема возврата денежных средств пострадавшим туристам, после того как компанию исключил из своего реестра Ростуризм, пока еще не отработана — ведь «Натали Турс» является «первой ласточкой». Эксперт «Международного финансового центра» Владимир Рожанковский считает, что и явно не последней: «Риски в туриндустрии сохраняются и будут расти по мере дальнейшей девальвации рубля, которая делает всё больше и больше турнаправлений финансово непривлекательными».
«Если говорить о перспективах закрытия других компаний, то стоит ждать чистку рынка до начала следующего сезона отпусков: на майские праздники и летом 2019. Масштабы этой чистки мы сможем оценить лишь после того, как госорганы озвучат список новых условий для компаний», — отметила ведущий аналитик «Эксперт плюс» Мария Сальникова.