Что характерно, этот механизм не плод ошибок трудных и не парадоксов друг. Все началось вовсе не с научных или эмпирических изысканий, а со скандала. И можно быть уверенным, скандалы вокруг механизма инвестиционной мобилизации еще только начинаются.
Забег в сторону инвестиционной мобилизации начал Андрей Белоусов, помощник Путина, предложив изъять на нужды реализации майского указа своего шефа 500 млрд рублей у 14 поименованных в записке на имя президента компаний. Главное, что было в записке, уже названо: сумма и список тех, кому предстоит платить. Как эти средства «изъять», Белоусова не волновало, он прекрасно знает, что законы в нашей стране — не проблема, главное, чтобы идею поддержала власть.
Последовало, конечно, возмущение «списочников», их по долгу службы поддержал РСПП. Предприниматели, большая часть которых, не попавшая в расстрельный список, втайне радовалась своей счастливой звезде, напомнили, что им говорили о стабильных условиях ведения бизнеса, о том, что на санкционное внешнее давление Россия будет отвечать расширением внутренних свобод предпринимателей, заявляли, что инициатива Белоусова на корню рубит мотивацию к инвестиционной активности.
В какой-то момент, когда на стороне потенциально раскулачиваемых публично выступил Антон Силуанов, заявивший, что никаких новых фискальных мер правительство не готовит, показалось, что Белоусов погорячился и его записка увянет под сукном — все-таки Силуанов не только министр финансов, но и единственный первый вице-премьер. Но вышло иначе.
Дело Белоусова живет и побеждает. Он встретился с РСПП и поделился своим впечатлением: «Разговор был позитивный, очень приятно удивило, что компании активно готовы включаться в работу по общественной повестке в ближайшие 6 лет». Было решено, что создаются две рабочие группы по выбору инвестиционных проектов, в которых на основе государственно-частного партнерства будут участвовать компании из «списка Белоусова», который может быть дополнен в том числе и госкомпаниями. Пока со слов Белоусова известно, что приоритетные отрасли, где появятся новые инвестпроекты, названы: инфраструктура, экология и цифровизация.
Понятно, что конкретные проекты должны не только отвечать госинтересам, но и интересам компаний, финансирующих их реализацию. Как их согласовывать, пока не ясно. Зато известно, что в первой комиссии предприниматели будут представлены владельцами попавших под раздачу компаний, во второй — менеджерами, которые будут реализовывать принципиальные договоренности, которые должны быть найдены в первой.
Естественно, возникает вопрос: с чего бы предприниматели так быстро передумали? Ответ очевиден: им объяснили, что идея понравилась Путину, а раз так, то вместо обреченных и чреватых самыми разнообразными осложнениями попыток фронтального сопротивления гораздо рациональнее принять активное участие в формировании механизма привлечения инвестиций. И первый результат уже получен: теперь Белоусов говорит о привлечении инвестиций в сумме 200–300 млрд рублей, то есть вдвое ниже той планки, что фигурировала в записке, с которой все началось.
Так в чем же суть происходящего? Первое и главное: налицо формирование механизма мобилизации средств частных компаний на нужды инвестиционных проектов, решающую роль в выборе которых будет играть государство. В первоначальном плане Белоусова все было предельно ясно: средства компаний попросту изымались, и дальше государство делало бы с ними что захочет. Теперь компании примут участие в выборе проектов, который должен завершиться подписанием меморандума или соглашения, в котором будут зафиксированы правила игры и обязательства сторон. С точки зрения предпринимателей, такой вариант, конечно, предпочтительнее простого изъятия средств, но мобилизация их ресурсов на госинвестцели остается, просто в смягченной форме.
Второе. Состав компаний-участниц, конечно, важен. Но если эта форма мобилизации инвестиционных ресурсов приживется, то на месте металлургов и химиков, засветившихся, прежде всего, высотой выплачиваемых дивидендов, может оказаться любая компания. Ведь официально критерии их отбора даже не обсуждаются.
Третье. Компаниям обещаны формы господдержки. А проекты будут реализовываться в форме «специальных инвестиционных контрактов». В итоге Белоусов уже назвал такие формы поддержки, как госгарантии под привлекаемые займы и кредиты и субсидирование процентных ставок по ним. Пока все выглядит почти бесконфликтно, но нет двух абсолютно одинаковых инвестиционных проектов, если речь идет о достаточно амбициозных планах, значит, будут индивидуальные условия, связанные с ними конфликты и коррупционные ловушки, ведь риски нецелевого использования средств все равно остаются. Достаточно вспомнить олимпийские стройки.
В конце концов, суть сотрудничества по типу государственно-частного партнерства выразил еще Остап Бендер: «Бензин ваш — идеи наши!» Ведь и в означенном партнерстве финансирование частное, а главные идеи государственные.