МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Нефтяники поставили правительству бензиновый ультиматум

По их мнению, 50 рублей за литр Аи-95 можно предотвратить только госсубсидиями

Угроза нового взлета цен на бензин осенью становится все реальнее. Дабы избежать такого развития событий, нефтяники, жалуясь на жестокое налоговое регулирование в топливной отрасли, требуют от правительства субсидии в 50–200 млрд рублей за сдерживание цен на бензин внутри страны. Ультиматум поставлен вовремя — рост оптовой стоимости горючего дает предпосылки к увеличению розничной цены Аи-95 с 45 до 50 рублей за литр.

Фото: Алексей Меринов

Факторы, способные подстегнуть рост цен на топливо осенью, заметны уже сейчас. С 10 по 17 августа оптовая стоимость горючего выросла на 7%. Такого скачка наш рынок не ощущал с конца мая. Причинами взлета, с одной стороны, стали сезонные факторы — нефтяные холдинги, в состав которых входят крупные НПЗ, остановили на плановый ремонт ряд своих предприятий, что отрицательно сказалось на ценовой конъюнктуре на оптовых площадках.

Впрочем, когда в прошлом из-за подобных причин возникали опасения снижения поставок на розничный рынок топлива, нефтяные компании обещали, что их запасы воспрепятствуют дефициту на отечественных АЗС. Следовательно, повышения цен можно будет избежать.

С запасами бензина в России все нормально — в июле 2018 года, по данным ЦДУ ТЭК, они выросли до 1,89 млн тонн и превысили объемы аналогичного периода 2016 и 2017 годов. Запасы дизеля и мазута, необходимых для будущего отопительного сезона, также превышают нормы — на 24% и 57% соответственно.

Поэтому причину, стимулирующую рост оптовых цен, нужно искать в другом сегменте. Как полагает первый вице-президент Российского топливного союза Олег Ашихмин, нужно обратить внимание на падение курса российской валюты в начале августа. Стоимость доллара тогда за считаные дни выросла с 62 до 68 рублей. Поставки топлива на зарубежный рынок, где можно выручить большую прибыль, оказались более привлекательными.

Оценки экспорта за август еще не подсчитаны, но некоторые прогнозы можно сделать уже сейчас. В начале августа производство бензина в России составило около 690 тыс. тонн, а его поставки на внутренний рынок достигли 725 тыс. тонн. Другими словами, нефтяники предпочитали обеспечивать внутренний рынок, не жалея накопленных запасов.

На второй неделе последнего летнего месяца их настроения изменились: производство дизельного топлива с 8 по 14 августа превысило 1,3 млн тонн, а его поставка на внутренний рынок оказалась вдвое меньше. Другими словами, нефтяники либо резервировали разницу от объемов производства и продажи внутри страны, либо направили ее на экспорт.

Судя по всему, новыми накопленными объемами они снова пытаются обратить на себя внимание правительства. Чиновники уже обещали пойти нефтяникам навстречу. В середине июня был подготовлен законопроект, который предполагает поэтапное обнуление экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты и повышение налога на добычу полезных ископаемых. Обнуление экспортной пошлины приводит к падению маржи НПЗ и повышению внутренних цен на топливо. Чтобы исключить это, нефтяники смогут получать субсидии на нефтепереработку в виде отрицательного акциза и дополнительной налоговой надбавки, сглаживающих влияние мировых цен на российский рынок.

Сначала чиновники обещали нефтяникам компенсацию части экспортной премии: в 2019 году — 60%, затем — 50%. Такая схема позволяет надеяться на выплаты в 40–60 млрд рублей в год. Добывающие компании недовольны — они хотят компенсировать все 100%, или примерно 100–200 млрд рублей, ежегодно в зависимости от курса рубля и стоимости нефти.

Как полагает финансовый аналитик FxPro Александр Купцикевич, сейчас топливный рынок вновь столкнулся с «неуклюжей попыткой ограниченного влияния на розничную часть цен», так как субсидирование нефтепереработки и продаж нефтепродуктов на отечественном рынке будет происходить из государственного кармана. Нефтяники, пользуясь положением на внешнем и внутреннем рынках, берут в осаду отраслевые ведомства.

Рост оптовых цен на горючее розничный сектор ощутит уже к началу осени — именно за такой период цены на АЗС реагируют на сигналы со стороны оптовиков. Вряд ли такая перспектива порадует автомобилистов, да и все остальное население: ведь цены на горючее входят в себестоимость буквально всех товаров и услуг. Новый всплеск социального недовольства правительству не нужен. Избежать его получится лишь за счет уступок отраслевикам. Как полагает замдиректора аналитического департамента «Альпари» Наталья Мильчакова, «торговля» между государством и нефтяниками за размер субсидии продолжится и в сентябре–октябре. В результате уровень цен в 49–50 рублей за литр Аи-95 можно считать весьма вероятным «подарком» всем к Новому году. Сдерживать такое стремительное подорожание правительству придется за счет заградительных пошлин на экспорт топлива. Однако эффект от этой меры проявится отнюдь не сразу и принесет свои плоды спустя еще два-три месяца.

Читайте материал «Будущее рубля стало мрачным на фоне новых санкций США»

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах