Производители колбас и мясных деликатесов взывают о помощи. По их словам, мясопереработчики терпят колоссальные убытки из-за резкого роста стоимости сырья, которую надо бы как-то компенсировать — например, за счет потребителей. За поддержкой они обратились к вице-премьеру Алексею Гордееву.
Национальный союз мясопереработчиков (НСМ) хочет, чтобы правительство оказало давление на торговые сети, чтобы те, в свою очередь, подняли цены на колбасы, полуфабрикаты, паштеты, консервы и прочие товары для конечного покупателя. В НСМ подчеркивают свое плачевное положение такой статистикой: с начала 2018 года отечественная говядина подорожала на 10%, импортная — на 25%, свинина выросла в цене на 30%, курятина — на 35%. По словам производителей, причиной тому стали ограничения импорта из США, Бразилии и ряда европейских стран.
В последнее время мясопереработчики столкнулись с ростом цен на сырье, поэтому они желают поднять стоимость на свою продукцию. Торговые сети, в свою очередь, терпят убытки из-за снижения среднего чека и уменьшения спроса в магазинах. Поэтому ритейлеры заинтересованы в сохранении прежних цен на продукцию, чтобы потребительский спрос не рухнул до нуля. Таким образом, возник конфликт интересов, в результате которого в проигрыше рискует оказаться рядовой потребитель.
«Вероятно, что производители не смогли договориться с основными торговыми сетями о закупочных ценах и решили обратиться за помощью к «тяжелой артиллерии» — вице-премьеру Гордееву», — предположила председатель Комитета Московской торгово-промышленной палаты (МТПП) по развитию инвестиционной среды для бизнеса Анна Вовк.
Но заставить ритейлера поднять цены никак нельзя. Можно только добровольно-принудительно рекомендовать снизить стоимость того или иного товара, если Федеральная антимонопольная служба найдет нарушения, отмечает эксперт. «Максимум, что может сделать вице-премьер, — это неофициально попросить ритейлеров увеличить цены. Но это будет весьма странно, — говорит Вовк и продолжает: — В данном случае производители пытаются через высокопоставленного чиновника организовать что-то наподобие картельного сговора. Понятно, что им сейчас очень нелегко приходится, они теряют прибыль, но обратная сторона медали — это резкий рост стоимости на мясные продукты для потребителей».
Люди действительно могут не осилить очередное подорожание и будут вынуждены сократить потребление мясной продукции. Это крайне негативно скажется как на уровне жизни населения, так и на финансовых показателях торговых сетей. «Рост цен на мясную продукцию будет, но он должен уложиться в 10–15%, — считает Анна Вовк. — Это компромиссный вариант, который вернет мясоперерабатывающим предприятиям часть потерянной прибыли и сохранит более-менее стабильный спрос со стороны населения». Если же произойдет более значительный ценовой скачок, он приведет к резкому снижению потребительского спроса на мясную продукцию, что не нужно ни торговым сетям, ни самим производителям.
Как бы ни поступили в правительстве, кардинальных улучшений на мясном рынке России в 2018 году не предвидится. По-прежнему есть потребность в импортной говядине, велика доля крупного рогатого скота, выращиваемого в личных подсобных хозяйствах: порядка 43,5% от всего поголовья. Поголовье же крупного рогатого скота по итогам первого полугодия 2018 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и вовсе сокращается. Вывод для нас, потребителей, неутешительный: рынок не спешит насыщаться, а значит, надо готовиться к тому, что цены на колбасу, консервы и паштеты будут только расти.