МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Некачественный продукт: эксперт объяснил, почему разваливается российский турбизнес

Управление огромной отраслью находится на невысоком уровне

«Благодаря многолетнему опыту работы и профессионализму сотрудников нашей фирмы туристов ждут только безопасный комфортный отдых, яркие впечатления и положительные эмоции». Этот рекламный текст по смыслу и характеру — универсальный. И чрезвычайно далекий от реального положения вещей.

Фото: Геннадий Черкасов

Знаю это реальное положение, что называется, по долгу службы. Так получилось, что мне как эксперту-аналитику предложили в Госдуме России принять участие в подготовке законопроекта «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». Этот закон был утвержден президентом в 1996 году.

Мы были уверены, что все в нем учли, но ошиблись. За 22 года в «Основы…» внесли множество поправок. Появились и подзаконные акты «Об утверждении правил оказания услуг по реализации туристского продукта». Правила своим постановлением утвердило Правительство Российской Федерации в июле 2007 года. Последняя правительственная правка «Основ…» пришлась на апрель текущего года. Но и это не сделало отечественный туризм самым надежным и привлекательным на планете. Наши граждане по-прежнему не защищены от недобросовестных туроператоров и турагентств.

Без тщательного анализа прошлого не бывает, как говорится, счастливого будущего. Помню тот же год — 1996-й. В отличие от многих западных фирм у туристических компаний в России не было в едином управлении всех атрибутов этого сложного бизнеса: путевок, транспорта, трансфера и т.д. Выигрывали те, кто имел заранее выкупленные авиабилеты на регулярные рейсы или чартеры.

Одна крупная туркомпания активно подсуетилась и выкупила тысячи мест на рейсы по самым популярным в 90-е годы направлениям: Франция, Италия, Турция, Тунис, Марокко… Бизнес рос как на дрожжах. С 1996 года по 2000-й оборот компании был уже 100 млн долларов. А когда она объединилась со структурами крупного банка, оборот вырос почти до 300 млн долларов в год.

Но одновременно с этим возросла конкуренция на рынке туристских услуг. От компании отпочковывается новая фирма и начинает отправлять туристов на все самые популярные направления. В 2010 году терпит крах и она. Восемь тысяч оплативших свои путешествия туристов оказываются лишенными нормального отдыха. Компенсации за причиненные измывательства им не выплачены по сей день. Чтобы все прошло так, как написано в глянцевом проспекте фирмы, не хватило около 80 миллионов рублей.

Могли ли эти проблемы быть высвечены заранее, до начала стрессовых ситуаций?

«Конечно, могли, — говорит профессор Академии Плеханова Михаил Кулапов. — Если бы Ростуризм или иной какой-либо финансовый орган отслеживал, что, скажем, та или иная фирма взяла в банке кредит и вовремя его не гасит. Значит, фирма, скорее всего, не выполнит взятых на себя обязательств. Иными словами, отсутствует прогнозирование на ранних этапах оказания туристских услуг. А кто может осуществить такое прогнозирование? Только высококвалифицированные менеджеры, знающие все нюансы проблемы».

Профессор Сергей Беляев — того же мнения: «Проблема возникла не сегодня. Еще десять лет назад предлагали такую меру, как увеличение страхового взноса. Но она ничего не дала, кроме удорожания туристских услуг. Больше того: практика показала, что в целом ряде случаев никаких страховых взносов просто не хватает. И вот вам печальный результат: только одному из двадцати туристов возвращают затраченные деньги, остальные остаются ни с чем. Но, как сказал мой коллега, проблема комплексная. Управление всем огромным туристическим хозяйством находится на очень низком уровне. Не включены механизмы контроля, комплексный анализ коллапсовых ситуаций остается достоянием узкого круга специалистов и на практику никак не влияет. Нет и нормальной правоприменительной практики. Российский турист никак не защищен. И надо сегодня говорить о российском туризме, что это — продукт некачественный. Я убежден, что повышение уровня менеджмента сделает его более качественным».

Нельзя объять необъятное, считал Кузьма Прутков. Нельзя-то нельзя, но иногда очень хочется. Особенно когда воображение будоражат сотни миллионов долларов. Бывает, что не рассчитывают свои возможности и очень солидные по размерам туроператоры. На слуху — недавний крах «Натали Турс». А заодно и крах надежд на отдых нескольких тысяч россиян.

Плохо еще и то, что в туркомпаниях о проблемах знает, как правило, только высшее руководство. Менеджеры обычно не догадываются, что фирма уже на краю пропасти, и продолжают свою активную деятельность по привлечению новых клиентов.

Наша страна, как известно, занимает одну седьмую часть поверхности планеты. А доходы в области туризма у нас составляют одну сотую часть мировых доходов. И это несмотря на все наши туристические богатства. Байкал, если кто не заметил, расположен у нас, а не в Бельгии. У нас же и Камчатка, и Сахалин, и потрясающие по своей красоте места в устье Волги, на Урале, Енисее, Лене, Оби… — все не перечислишь. А основная масса туристов находится в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, на Золотом кольце… Поэтому мы и имеем этот обидный процент от мирового туризма. Сравнивать нас с Францией, Испанией Италией, той же Турцией, конечно, можно, но не очень корректно: слишком уж непохожи наши климатические условия, размеры территорий…

Но возможности для роста у нас есть. И их немало.

Сколько уже говорится о развитии внутреннего туризма — а много ли для этого сделано? Да, есть в отдельных местах отдельные достижения. Причем иногда — вполне впечатляющие. Но встает вопрос: как до этих достижений добраться? С внутренними перевозками у нас проблемы. Все делается через Москву. Чтобы житель Алтая добрался до Сахалина, ему для этого нужно сначала заехать в любимую столицу… С дорогами тоже далеко не везде благополучно. А решать любую проблему нужно комплексно — без развития экономики всей страны этого не получится. Нужно, чтобы человеку было не только куда поехать, но еще и на что. Для этого необходим рост всей экономики.

Посмотрим на наши самые успешные отрасли — нефтяную, газовую, зерновую, оружейную. Они находятся под пристальным вниманием правительства и президента. В эти отрасли приглашаются в случае необходимости специалисты, менеджеры со всего мира. В туризме этого нет. Он у нас — во втором, а то и в третьем ряду государственных приоритетов.

Есть головное ведомство — Ростуризм. Но, несмотря на свое крутое административное значение, никаких жестких полномочий у него нет. Практических идей по развитию отрасли тоже не слишком много. То возникает мысль о саморегулирующихся туристических организациях, то «давайте повысим для туроператоров страховые взносы», то «будем теперь прежде всего соблюдать основную концепцию Федеральной целевой программы развития туризма до 2025 года»…

Согласен: программа полезная, и соблюдать ее надо. Чтобы вклад туризма в ВВП России стал выше, а туристов — больше. А то ведь этот вклад пока не очень значительный: около 5 процентов по данным за 2017 год. В то время как в некоторых странах это десятки процентов. Надо бы и нам свои проценты повысить. Хотя бы в отдаленной перспективе.

И одна из главных причин отставания отечественного туризма — дефицит управленцев высокого уровня. Мне как профессору РЭУ им. Г.В.Плеханова это и обидно, и непонятно, поскольку знаю, что многие наши учебные заведения готовят специалистов по организации туризма.

Планы по развитию отрасли существуют, и планы грандиозные, хотя далеко не всегда поддаются научному прогнозированию. Но планы планами, но пока управление всем этим огромным хозяйством находится на невысоком уровне. Не редкость и отмененные чартеры, и недобросовестность туроператоров, и проблемы с доступным проживанием… И, повторюсь, ощущается острая нехватка квалифицированных менеджеров во всех звеньях этого бизнеса, способных решать самые острые проблемы, существующие на российском рынке туризма — как выездного, так и внутреннего.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах