В докладе Третейской группы по спору России с Евросоюзом при ВТО отмечается, что «ряд мер, содержащихся в Третьем энергопакете и национальных законодательствах стран ЕС, дискриминирует российский газ и трубопроводные проекты» на энергетическом рынке Старого Света.
Имеется в виду газопровод «Северный поток-1», запущенный в эксплуатацию в начале 2012 года. Его мощность составляет составляет примерно четверть поставок российского «голубого топлива» в страны ЕС.
В результате введения «Северного потока-1» в эксплуатацию уровень использования трубопроводной системы Украины для экспорта российского «голубого топлива» на европейский рынок снизился. В конце декабря 2016 года Европейский суд приостановил решение Еврокомиссии о доступе «Газпрома» к трубопроводу OPAL — ветке «Северного потока-1», которая проходит по наземной части на территории Европы, в том числе по Германии. В августе 2017 года этот запрет был снят. «Газпром» увеличил через OPAL транзит в Европу на 40%, на тот же объем сократив экспорт по трубопроводам Украины. Теперь это решение подтверждено ВТО.
По мнению замгендиректора по газовым проблемам Фонда национальной энергетической безопасности Алексея Гривача, ВТО признала, что «Газпром» в частности и вся Россия в целом являются хотя и главенствующим поставщиком «голубого топлива» на энергетический рынок ЕС, но роли монополиста на нем не играют. То есть в отношении российских компаний не могут быть использованы карательные методы — на них не распространится ограничение объемов поставок газа по определенным трубопроводам.
С другой стороны, двоякое решение ВТО развязывает руки конкурентам России по экспансии на европейский энергетический рынок. Американские добывающие компании, которые стремятся покорить европейских покупателей газа, смогут предъявить претензии на долю в поставках по «Северному потоку-1» (а в последствии и по «Северному потоку-2»). Есть другие конкуренты — Катар и Азербайджан. Несмотря на то что «голубое топливо» из этих стран стоит гораздо дороже российского — на $30–50 за тысячу кубометров больше, — решение ВТО позволяет внедрить его в европейскую трубу, частично исключая из нее российское сырье.
Такой поворот событий был бы на руку американским производителям, которые планируют увеличить за счет роста добычи сланцевого газа поставки «голубого топлива» в Европу. Как заявил недавно президент США Дональд Трамп, в сотрудничестве с европейскими инвесторами в ближайшее время на морских транспортных путях Старого Света может быть построено около 10 заводов по переработке сжиженного природного газа, поставляемого из Штатов.
Задача достаточно амбициозная, но вполне осуществимая — если ЕС разрешит поставлять топливо из других стран по «Северному потоку-1», в частности из США и Катара, то такое решение затем может быть принято и в отношении «Северного потока-2». Тогда, в частности, американский газ в результате снижения стоимости по транспортировке будет соответствовать российским ценам, что сможет потеснить наши экспортные поставки на европейский рынок.