Поскольку налоги составляют большую часть доходов федерального и региональных бюджетов, за любой недостающий миллиард власти жадно борются. В этом налоговая система весьма преуспела. Основной прирост обеспечивает налог на добычу полезных ископаемых, который поступает от нефтяной отрасли — 2,7 трлн в I полугодии 2018 года. На втором месте по объемам сборов — налог на прибыль (его уплачивает весь бизнес) — почти 2 трлн рублей. От НДС и НДФЛ пришло 1,6 трлн и 1,6 трлн рублей соответственно. Оставшиеся в структуре фискальных сборов акцизы и имущественные налоги составляют малую часть — 0,7 и 0,6 трлн рублей. Поступления по всем видам налогов, за исключением акцизов, за наблюдаемый период показали прирост. В случае НДС и НДФЛ — плюс почти 12% к I полугодию прошлого года.
Теперь НДС повышают и закономерным следствием может стать упадок собираемости. Напомним, ставка налога на добавленную стоимость в России с 1992-го по 2004-й годы составляла 28%. Ее понизили до пока что еще действующих 18%...из-за низкой собираемости. То же самое было с НДФЛ. До 2001 года в стране действовала прогрессивная шкала подоходного налога, где в зависимости от зарплаты минимальная ставка составляла 12%, максимальная — 30%. При таком раскладе собираемость оставляла желать лучшего, более-менее состоятельные граждане укрывали свои доходы и бюджет не пополнялся должным образом. В 1990-е в народе даже ходила такая поговорка о налогах: «Платит только трус». Кстати, о повышении НДФЛ в нынешней России тоже ходили разговоры. Одни инициаторы предлагали поднять его на 2% до 15%, другие мечтали о возрасте прогрессивной шкалы. Оппоненты и тех и других твердили: 13%-я ставка оптимальна, любые изменения приведут к ухудшению собираемости.
Тут еще дело в том, что подоходный налог — король теневой экономики. На отчислениях НДФЛ за своих работников бизнес крупно экономит. «Из-за нелегального предпринимательства в теневую экономику уходят те реальные налоги, которые бы могли поступить в госказну. По примерным оценкам, а точных тут быть не может, недобор налогов от теневого сектора составляет около 3 трлн рублей. Основная часть теневого бизнеса — это отрасль торговли и в ней от НДФЛ укрываются зарплаты продавцов, обслуживающего персонала», - отмечает аналитик АЛОР БРОКЕР Алексей Антонов.
Что касается НДС, то и тут налоговая, несмотря на все потуги, не досчитывается значительных сборов. «Причин тому несколько, - поясняет руководитель практики налогового права НЮС Амулекс Анатолий Нагиев, - Во-первых, это возможность существования так называемых фирм-однодневок. Во-вторых,проблема с применением мер ответственности за неуплату. Этими лазейками для ухода от налогов и пользуются компании».