Клиенты «Натали Турс», до сих пор не получившие возврата денежных средств за отмененные туры, требуют их от турагентств, в которых были куплены путевки, сообщила пресс-секретарь Российского союза туриндустрии (РСТ) Ирина Тюрина.
Речь идет не о жалких миллионах, а о более чем миллиарде рублей.
Необходимо напомнить, что очередная история с пострадавшими от недобросовестных действий туроператора российских туристов началась 4 июля, когда компания «Натали Турс» предупредила клиентов и партнеров об остановке реализации новых турпредложений и заморозила уже приобретенные туры. По словам оператора, пять тысяч человек лишились отдыха по своей вине. Представители отрасли огласили другую статистику. По их данным, счет идет на десятки тысяч пострадавших клиентов.
Пока «Натали Турс» не объявила себя банкротом — в этом случае оставшиеся у нее на счетах средства можно было бы распределить между клиентами. Правда, если оператор объявит себя банкротом, фингарантий не хватит, чтобы расплатиться со всеми: долг туроператора составляет 1,2 млрд рублей, а на гарантии всего лишь 156,4 млн.
Самих туристов, которые потеряли свой заслуженный и оплаченный отдых, все юридические тонкости и нюансы этого дела не волнуют — они идут в офисы компаний-партнеров «Натали Турс», то есть к турагентам.
На электронные письма от турагентств с требованиями клиентов вернуть деньги оператор не отвечает. Отметим, что первые заявления посыпались на компанию еще 5 июля. Ходили представители фирм-партнеров и в сами офисы компании. На входе их встречали сотрудники охраны, по словам которых работа фирмы давно заморожена.
Как рассказал «МК» один из пострадавших от работы «Натали Турс» клиентов Вадим, «мы идем на штурм контор, которые втюхали нам путевки «Натали Турс», мы бойкотируем работу агентств, исписываем их офисы нецензурной бранью, распространяем на интернет-форумах сообщения «это агентство украло наши деньги», что портит репутацию компании, которая в принципе и не виновата, дошло уже дело и до суда».
Так почему же компания, фактически прекратившая свою деятельность, до сих пор не объявила себя банкротом? Ситуация является прецедентом на отечественном туррынке. Эксперты отрасли полагают, что это связано с поиском новых инвесторов.
Начать выплаты кинутым на отдых и деньги клиентам не представляется возможным, пока «Натали Турс» официально не заявит о своей недееспособности. Однако через месяц за нее это смогут сделать вышестоящие инстанции. 3 сентября в силу вступают поправки к закону «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», согласно которым объявить компанию банкротом и автоматически исключить ее из реестра туроператоров России сможет Ростуризм. На сегодня только сама компания вправе объявить о своей недееспособности.
Если это произойдет, автоматически запустится механизм возврата средств туристам. Но страхового покрытия оператора не хватит на выплаты всем пострадавшим. Точное количество пострадавших от деятельности компании неизвестно.
Между тем долги «Натали Турс» суды могут поделить на всех жертв недобросовестной деятельности компании, в том числе на турагентов, которые распространяли путевки туроператора. Специалисты из Общества защиты прав туристов убеждены, что судебные инстанции будет удовлетворять такие иски. Турагенты принимают от недовольных клиентов заявления с требованием выплатить им компенсации за испорченный отдых. Те в свою очередь направляют запрос в «Натали Турс», денег у которой нет. Падение количества клиентов в разгар летних отпусков может привести к банкротству турагентств. Но от ответственности их никто не освобождал. Так как финансовых гарантий столь небольших участников рынка, как агентств, будет недостаточно, чтобы покрыть все издержки, им придется массово покинуть рынок, что рискует привести к новой волне туристического кризиса.