По словам Александра Новака, сейчас прорабатываются состав новой организации и место ее штаб-квартиры. Есть предположения, что помимо ряда действующих участников ОПЕК и России к Супер-ОПЕК присоединятся Азербайджан, Казахстан, Мексика и Бразилия. Главный вопрос, однако, даже не в составе участников, а в принципиальной необходимости создания дополнительной межгосударственной структуры: стоит ли овчинка выделки? Стоит — отвечают сторонники новой структуры и мотивируют это тем, что действующий картель ОПЕК уже не в силах регулировать ценовую политику на мировом рынке «черного золота».
На семь «сестер» — десяток «братьев»
Организация стран — экспортеров нефти была основана в 1960 году. Изначально ОПЕК считалась структурой, оппозиционной главенствующим на тот момент на мировом нефтяном рынке добывающим холдингам, обладающим преимущественно американской и западноевропейской пропиской. Эти компании — Exxon, Royal Dutch Shell, Texaco, Chevron, Mobil, Gulf Oil и British Petroleum — называли «семь сестер». Они владели 85% мировых запасов «черного золота» и контролировали производство и поставки нефти из стран Ближнего Востока. «Семь сестер», по сути, держали руку на пульсе всего пути прохождения нефти — от буровой до бензоколонки, владели тысячами предприятий практически во всех странах-экспортерах и импортерах «черного золота», разве что кроме Советского Союза.
В конце 1950-х — начале 1960-х годов мировой рынок столкнулся с избыточным предложением углеводородов. «Семь сестер» начали резко терять прибыль. В связи с этим компании снизили закупочную стоимость «черного золота» у стран Ближнего Востока и Латинской Америки, исходя из которой, они платили нефтедобывающим государствам ренту за право пользования природными ресурсами.
Для стабилизации котировок и создания независимой системы оценки справедливой рыночной стоимости энергоресурсов по инициативе пяти развивающихся нефтедобывающих стран — Ирана, Ирака, Кувейта, Саудовской Аравии и Венесуэлы — и была создана ОПЕК. За последующие десять лет число участников организации выросло вдвое: к коалиции присоединились Катар, Индонезия, Ливия, Объединенные Арабские Эмираты и Алжир. ОПЕК была зарегистрирована в Организации Объединенных Наций в качестве полноправной межправительственной организации и стала участником Конференции OOH по торговле и развитию. В результате того, что участники ОПЕК перехватили у «семи сестер» бразды правления над производством нефти на своей территории, к началу 1970-х годов влияние организации на мировой рынок углеводородов значительно повысилось.
СССР вступает в нефтяную игру
До второй половины ХХ века (то есть до основания ОПЕК) добыча нефти в СССР шла с переменным успехом. Расположенные в Азербайджане бакинские промыслы, а также месторождения в Татарстане и Башкирии обеспечивали страну достаточными объемами жидких углеводородов.
«Черное золото» в нашей стране рассматривалось в качестве второстепенного продукта. На первом месте был уголь. До 1960 года твердое топливо давало половину производства энергии в СССР. Именно уголь являлся главной составляющей не только продукции военно-оборонной промышленности, но и товаров широкого потребления.
Затем произошел энергопереворот: были пробурены высокопроизводительные нефтяные скважины в Ханты-Мансийске и Сургуте. Подобные успехи в декабре 1963 года привели к решению Совета Министров СССР об организации работ по освоению нефтяных месторождений, а также геологоразведочных работ в Тюменской области. Эта директива стала первым шагом к полномасштабной разработке углеводородных запасов Западной Сибири.
В 1975 году в СССР было произведено 500 млн тонн «черного золота». К 80-м годам прошлого века нефть в качестве топлива окончательно потеснила уголь. Благодаря этому Советский Союз вышел в мировые энергетические лидеры.
Геополитические разногласия стран Запада и нефтяных держав Ближнего Востока в первой половине 1970-х годов привели Советский Союз к двусмысленному положению. СССР в военных конфликтах Израиля и арабских государств обычно поддерживал последних. Однако война Судного дня в 1973 году поставила перед Москвой вопрос: либо присоединиться к ОПЕК и продолжить разыгрывать нефтяную карту в идеологическом ключе, либо, располагая добывающим потенциалом, приступить к шантажу Запада, повышая цены на углеводороды.
Как говорил на тот момент глава МИД СССР Андрей Громыко, несмотря на критику в отношении «израильской военной диктатуры», пообещал любую помощь «трудящимся капиталистических стран в преодолении энергокризиса и был готов обеспечить надежные поставки нефти в Европу». Началась масштабная экспансия советской нефти на европейский рынок. Правда, сперва она осуществлялась в рамках Совета экономической взаимопомощи, в страны социалистического лагеря.
Тем не менее после энергокризиса 1973 года поставки из Советского Союза в капиталистические страны, платившие за нефть свободно конвертируемой валютой, также выросли. К началу 1980 года европейские государства, не входящие в соцлагерь, покупали около 65 млн тонн советской нефти, тогда как десятилетием ранее этот показатель составлял 44 млн тонн. К 1985 году доля поставок нефти из СССР на рынок капиталистических стран Старого Света превысил 80 млн тонн. Соответственно росли и валютные поступления в СССР от нефтяного экспорта. В 1970 году они составляли около $1 млрд, в 1975-м — $3,75 млрд, а к 1980 году превысили $15 млрд.
Картель наполнил корзину
Тем временем ОПЕК развивалась с переменным успехом. Если в середине 70-х на долю членов картеля, число которых расширилось до 13 (за счет присоединения Нигерии, Эквадора и Габона), приходилось до половины мировой добычи «черного золота», то к 1985 году этот объем упал до одной трети.
Производство нефти в странах, не входящих в ОПЕК, росло значительными темпами. В итоге произошло очередное затоваривание рынка, обернувшееся падением нефтяных котировок. С 1982 по 1986 годы марка Brent снизилась в цене примерно на 20%, дойдя до $10 за баррель.
Участникам ОПЕК надо было что-то срочно предпринять. По данным Международного энергетического агентства, в 1989 году предложение нефти со стороны членов нефтяного картеля по сравнению с 1979-м сократилось на 25% (с 31 млн до 24 млн баррелей в сутки), а со стороны независимых производителей, напротив, выросло на 20% (с 35 млн до 42 млн баррелей в день). ОПЕК пришлось налаживать диалог со странами, которые не являются членами картеля. Многие независимые добытчики, хотя и не вступили в картель, стали в нем наблюдателями.
Между тем начало 1990-х годов ОПЕК удалось пережить относительно безболезненно. Военные события на Ближнем Востоке 1990 года, в рамках которых бывший лидер Ирака Саддам Хусейн обвинил Кувейт в незаконной добыче нефти в приграничных зонах, привели к кратковременной войне и поставили Ирак в ранг изгоев мирового нефтяного рынка. Все это, вкупе с развалом СССР и сокращением поставок «черного золота» из нашей страны, стабилизировало нефтяные котировки.
Примерно в то же время на мировом нефтяном рынке окончательно укрепилось понятие «нефтяной корзины ОПЕК» — средневзвешенной стоимости сортов сырья, добываемой в разных странах картеля. Применяя общую формулу, организация устанавливала квоты на добычу для каждого участника картеля, учитывая его производственные возможности и влияние добываемых объемов на биржевые котировки.
Тучные годы «черного золота»
Россия стала наблюдателем в ОПЕК в 1998 году. До этого наша страна делала ставку на персональные контракты с импортерами «черного золота», но дефолт по казначейским облигациям вынудил Москву искать бизнес-партнеров по всему миру. Помогла удачная ценовая конъюнктура: начало 2000-х годов нефтяные цены встретили на уровне $30 за баррель, и практически до конца десятилетия сырьевые котировки непрерывно росли. Это объяснялось геополитическими и фундаментальными факторами: война в Ираке, в результате которой был свергнут и казнен Хусейн, сокращение добычи в Мексике, Великобритании и Индонезии, рост мирового потребления и истощение запасов в странах Персидского залива.
Страны ОПЕК в это время скорее конфликтовали между собой, нежели диктовали условия импортерам сырья. Нефтяные державы боролись за более высокие квоты на добычу, поэтому интерес к ним со стороны мирового сообщества снизился. В феврале 2008 года цена барреля марки Brent впервые в истории взяла рубеж в $100. Но уже к концу года, по причине мирового финансового кризиса, его котировки рухнули до $30.
Впрочем, через полгода цены снова взлетели: из-за политического кризиса в Ливии и снижения поставок из этой страны котировки сначала преодолели планку в $60, а в апреле 2011 года достигли уровня в $125. Сдержать рост мировых цен не удалось даже с помощью расконсервации американских стратегических резервов.
Тем не менее спустя три года нефтяные котировки вновь показали нестабильность. В 2013 году началось повальное падение спроса на энергоносители, что изменило динамику. Такие факторы, как война в Сирии, украинский кризис, введение западных санкций в отношении России, девальвация валюты Казахстана (крупной нефтедобывающей державы, не входящей в ОПЕК), должны были вызвать рост нефтяных цен. Однако произошло обратное.
В 2015 году, по данным ОПЕК, был зафиксирован самый минимальный спрос на «черное золото» за 12 лет — 29 млн баррелей в сутки. Страны картеля тогда производили ежедневно 32 млн «бочек». Еще 10 млн баррелей выбрасывала на рынок Россия. «Сланцевая революция» в США — освоение месторождений, ранее включенных в список труднодоступных, — снова откинула цены на десять лет назад.
Осенью 2015-го баррель упал до $35, а спустя три месяца — до $27. ОПЕК надо было снова что-то срочно предпринимать, но решение пришло лишь в конце 2016 года. На саммите картеля была создана неофициальная коалиция «ОПЕК+», в которую вошли как представители самой организации, так и независимые производители «черного золота». 24 страны договорились об искусственном снижении добычи нефти.
Эффект не заставил себя ждать: котировки поднялись к $80, но спустя полтора года — в начале этого лета — настал поворотный момент. Входящие в картель страны, на фоне роста спроса на сырье и выросших цен, объявили об увеличении добычи. Главными инициаторами этой своеобразной «контрреволюции» стали мировые лидеры по добыче нефти — входящая в ОПЕК Саудовская Аравия и не входящая Россия. Теперь, похоже, они хотят закрепить свой альянс в новой нефтяной структуре с приставкой «супер».
Риски и прогнозы
По словам российского министра Новака, новая организация может вернуться к сокращению добычи. «Такие возможности будут заложены в совместной координации действий», — сказал глава Минэнерго, подчеркнув, что перепроизводства сырья ожидать не следует, так как рынок может столкнуться с дефицитом энергоносителей.
Между тем далеко не все эксперты уверены в необходимости создания новой организации. По словам замдиректора аналитического департамента «Альпари» Натальи Мильчаковой, история показала, что ОПЕК не в состоянии регулировать цены на нефтяном рынке — они образуются на соотношении спроса и предложения. Супер-ОПЕК сможет реагировать на падение и рост цен, но восстановить баланс спроса и предложения ей будет не по силам.
По словам эксперта, если новая организация будет создана на тех же принципах, что и нынешняя ОПЕК, то руководству России следует задуматься, насколько это соответствует интересам страны. «По итогам I квартала 2018 года заметно, что снижение добычи нефти существенно замедляет темпы роста ВВП. Снижаются заказы в смежных отраслях — строительстве и машиностроении. Это негативно влияет на экономический рост. Супер-ОПЕК не вытеснит ОПЕК. Однако для «ОПЕК+» эта организация станет логическим продолжением», — полагает Мильчакова.
Между тем, как полагает финансовый аналитик FxPro Александр Купцикевич, расширив состав участников, картель может снова влиять на политические решения, как это было три-четыре десятилетия назад. «Новая организация объединит крупнейших экспортеров нефти, наложив на них обязательства, — соглашается глава аналитического отдела Grand Capital Сергей Козловский. — Продление договоренностей на уровне «ОПЕК+» нервирует рынок, что негативно отражается на котировках. Уже сейчас они снизились с $77–79 в июне до $72–74 за баррель».
Тем не менее стабильность новой организации вызывает вопросы. «Если в Супер-ОПЕК войдет Иран, на который США хотят наложить санкции, или Венесуэла, Ливия и Нигерия, у которых, по прогнозам Международного энергетического агентства, возникнут перебои в экспорте, то новой суперорганизации предстоит столкнуться с серьезными внутренними разногласиями», — предупреждает Мильчакова. Как полагает эксперт, объединение добывающих стран в новую структуру способно как обвалить котировки до $55, так и поднять их выше $90 за баррель. Поэтому послужит ли Супер-ОПЕК панацеей или отравой для нефтяных котировок — покажет только ее практическая деятельность.