Все это прекрасно, но как бы чего не вышло. А выйти может «как всегда». Во-первых, ограждая отечественных производителей от конкуренции со стороны иностранных, первых могут загнать в ловушку нечистой борьбы с соперниками внутри российского рынка. Кто, где и за какую взятку будет решать, чьи программы ставить на устройства? Во-вторых, к российской IT‑промышленности пользователи относятся, мягко говоря, скептически. Для многих будет открытием тот факт, что она вообще существует. Поэтому отечественные аналоги приложений рискуют быть удаленными пользователями сразу же после покупки телефона. Те же российские сервисы, которые себя уже хорошо зарекомендовали (например, Яндекс), и так пользуются спросом и вполне успешно конкурируют с иностранными (например, с Google). По последним данным, поисковики компаний делят аудиторию практически поровну.
В большинстве стран вообще не парятся с производством своего программного обеспечения и преспокойно используют американское, раз оно всех устраивает. Но у нас, видимо, со времен СССР и биполярного мира остался комплекс болезненного стремления к превосходству во всем. Вот только Сколково почему-то не превращается в Силиконовую долину даже после многомиллиардных вливаний. А гражданские суперлайнеры, которые мы собираемся продавать половине планеты, почему-то падают прямо на демонстрационном полете...
ФАС уже не первый раз «спускает собак» на Google. Два года антимонопольщики боролись с американской корпорацией, из-за того что на устройствах Android автоматически устанавливался поисковик Google. А пожаловался на конкурента в ФАС, естественно, родной Яндекс. Тогда расклад сил был явно не в пользу российской компании: в марте 2017 года доля поиска Яндекса на Android составила 33,1% против 65,8% у Google, по оценкам портала LiveInternet.
Любопытно, что инициатива ФАС о предустановке российского софта на устройства уже озвучивалась в апреле этого года. Чиновники службы на совещании Экспертного совета по задачам развития конкуренции в IT‑сфере предложили заменить продукты Google и Apple российскими разработками. Причем тогда же были раскрыты детали нового импортозамещенного облика смартфона россиянина. Вместо Google Maps и Apple Maps — Яндекс.Карты, почтовый клиент — обязательно продукт Mail.ru Group, вместо браузеров Chrome и Safari — гордость отечественных разработчиков поисковая система «Спутник» (он, кстати, создавался на деньги государства, как сообщают СМИ). Вроде как распределили рынок поровну между всеми участниками, при этом уточнили: не хотите — не пользуйтесь.
То есть на естественный принцип каждого потребителя «мой смартфон — мои правила» ФАС как бы не посягает, а просто предлагает попробовать пусть и малопопулярный, зато отечественный продукт и потом решить, чем пользоваться. Но обладателю устройства ведь уже втюхивают готовый комплект из сервисов, а не предлагают самому выбрать комбинацию! Так какая же тут конкуренция?
Россию ну никак нельзя назвать эталоном господствующей на рынках здоровой конкуренции. Когда основные отрасли экономики контролируются госкомпаниями-монополистами, частному бизнесу не вздохнуть. Поэтому такие публичные попытки ответственного ведомства наладить конкуренцию воспринимаются не иначе как «круги по воде», а вот в глубине могут скрываться реальные мотивы.
Тут уместно вспомнить, что вместе с «пакетом Яровой» подписывался указ об изменениях в законах «Об информации» и «О контрактной системе в сфере закупок». В народе документ прозвали «законом о запрете иностранного программного обеспечения». А айтишники в шутку называли его законом «о православном софте». Создавался он под предлогом защиты госструктур от киберугроз и утечек информации, в том числе гостайны. У закона этого оказалась тяжелая судьба: он мало кем выполняется, так как оказалось, что нужного ПО без иностранных составляющих в России не делают.
Но тут важно другое. Поговаривают, что этот закон и предложения Яровой разрабатывали силовики. Поэтому в нем содержалась норма о том, что отечественными могут считаться программы, исключительные права на которые принадлежат «либо гражданам страны, либо некоммерческой организации, управляемой без помощи иностранцев». Хочется спросить у власти: а ничего, что глава Яндекса Александр Волож, например, гражданин Мальты?
Пусть уже во властных коридорах определятся, чего на самом деле хотят: поддерживать отечественных производителей, играть в гонку IT‑вооружений, гонимые какой-то необоснованной гордыней, или гостайну охранять и попутно за гражданами следить с помощью их телефонов. Странно, что еще употребление слова «гуглить» не сочли нарушением антимонопольного законодательства; хотя еще не вечер.