Решение, принятое советом директоров ЦБ 27 июля, о сохранении ключевой ставки на уровне 7,25% не стало откровением. Такой прогноз единодушно делали все эксперты. Главной причиной того, что понижения ставки не случилось, стала тенденция к разгону потребительских цен. Несмотря на то что в июне годовая инфляция составляла 2,3%, темпы ее роста ускорились из-за взлетевшей стоимости горючего — весной бензин подорожал более чем на 10%, что впоследствии отразилось на росте цен на все товары. Уже сейчас ЦБ уверен, что по итогам года инфляция преодолеет прогнозный барьер в 4%.
Между тем, как полагают эксперты, курс рубля сейчас далеко не всегда зависит от решений российского регулятора. Наибольшее давление на «деревянный» оказывают внешние факторы — ценообразование на сырьевом рынке, монетарная политика ФРС США и посты в социальных сетях американского президента Дональда Трампа.
Можно привести конкретный пример: опубликованное 24 июля сообщение Трампа в Twitter о якобы будущей поддержке Россией на предстоящих выборах в Конгресс США Демократической партии моментально повысило курс доллара сразу на 90 копеек. По словам финансового аналитика FxPro Александра Купцикевича, биржевые игроки восприняли это заявление как подтверждение введения новых ограничительных мер против России, поскольку ранее рынок игнорировал сообщения о готовящемся в Сенате США новом пакете санкций.
Ужесточение санкций, в том числе запрет на обращение в Штатах российских казначейских облигаций, пока остается лишь угрозой на словах, но наша национальная валюта продолжает страдать: курс в 63 рубля далек от показателей конца мая, когда за «зеленый» предлагали 61 рубль.
Влияние внешних факторов на котировки российской нацвалюты будет преобладать и в дальнейшем. По мнению аналитика ГК «Финам» Сергея Дроздова, в ближайшие дни состоится заседание ФРС США, где, скорее всего, снова будет принято решение о повышении американской процентной ставки. Сейчас она находится на уровне 1,75–2%, но до конца года может быть увеличена до 2,25–2,5%. Ужесточение американской монетарной политики, на чем настаивает Трамп, приведет к удорожанию кредитов на мировом рынке, что не замедлит отразиться на российском долге. Тем более что в аналогичном ключе обещает действовать Европейский центробанк, который также склонен к повышению кредитных ставок, провоцирующему рост процентов по долговым обязательствам.
«Это будет снижать сравнительную привлекательность вложений в рубли и может отрицательно сказаться на курсе российской валюты, что снижает шансы на дальнейшее смягчение денежно-кредитной политики ЦБ», — уверен Купцикевич. По данным Банка России, в июне нерезиденты сократили вложения в российские казначейские облигации более чем на 140 млрд рублей.
«Совокупность действующих факторов может подтолкнуть ритейлеров к повышению цен, что приведет к разгону инфляции до 7%», — считает Дроздов. Несмотря на то что российская национальная валюта до конца лета вряд ли провалится ниже 65 рублей за доллар, ЦБ за счет балансирования валютных операций не позволит достигнуть такого отрицательного результата, — курс «деревянного», в том числе за счет фискальных маневров в виде повышения налога на добавленную стоимость, обречен на снижение. «До конца года стоимость доллара может повыситься до 70 рублей, то есть более чем на 11%. Никакие решения ЦБ относительно снижения ключевой ставки этому не воспрепятствуют. Регулятор утратил влияние на биржевые котировки», — полагает начальник аналитического департамента УК «БК-Сбережения» Сергей Суверов.