Денежная «котлета», которую требует Киев за заключение мирового соглашения с «Газпромом», соответствует размеру нового иска Украины к российской компании, поданного в июле в Стокгольмский арбитраж. Незалежная в одностороннем порядке настаивает на пересмотре тарифов за транзит топлива с марта 2018 года. Основная масса долга, по оценке «Нафтогаза», составляет $11,6 млрд, а с учетом компенсации, на выплате которой также настаивает Незалежная, сумма взыскания превышает $12 млрд. «Если «Газпром» хочет мирного соглашения, то выплатит компенсацию», — полагает коммерческий директор «Нафтогаза» Юрий Витренко.
У экспертов вызывает сомнение не только обоснованность новых претензий Киева, но и сумма иска. По итогам 2017 года «Нафтогаз» заявил о прибыли в $1,5 млрд. Львиная доля заработанных денег была получена от «Газпрома», который исправно вносил средства за транзит газа по территории Незалежной в страны ЕC. Без этих доходов «Нафтогаз» получил бы убыток размером в $285 млн. «Непонятно, на основании каких индикаторов Киев насчитал компенсацию. Ежегодный платеж «Газпрома» за транзит составляет около $2 млрд. Нетрудно подсчитать, что претензия «Нафтогаза» на сумму в $12 млрд составляет оплату транзита за 6 лет. На днях Витренко говорил, что «Нафтогаз» не будет повышать тарифы на транзит топлива. Создается впечатление, что эта сумма не основана на адекватных формулах, заложенных в действующих соглашениях, а взята с потолка», — полагает начальник аналитического департамента УК «БК-Сбережения» Сергей Суверов.
По словам аналитика БК «Открытие Брокер» Тимура Нигматуллина, «Нафтогаз» идет ва-банк, выставляя необоснованно высокую сумму иска. «После решения Стокгольмского суда о выплате «Газпромом» Украине около $2,6 млрд в качестве компенсации за транзит газа в предыдущие несколько лет Киев поверил, что и прочие его требования будут удовлетворены», — предположил эксперт.
Впрочем, «Газпром» вряд ли пойдет на уступку «Нафтогазу» на таких «драконовских» условиях. Во-первых, Президент РФ Владимир Путин ясно дал понять, что конструктивный диалог с Украиной возможен только при отказе последней от исковых заявлений в суд Стокгольма. Во-вторых, «Газпром» оспаривает предыдущее решение о выплате $2,6 млрд. Частично опротестовать этот вердикт уже удалось: апелляционный суд округа Свеа (Швеция) приостановил исполнение решения Стокгольмского арбитража.
Как полагает Нигматуллин, в такой ситуации лучшей тактикой «Газпрома» станет затягивание очередного судебного процесса. Еще одним требованием «Нафтогаза» является увеличение «Газпромом» объема транзита топлива через Украину до 140 млрд кубометров ежегодно. В таком случае Киев согласен снизить сумму новых требований. Сейчас через Незалежную транспортируется около 80 млрд кубов. После завершения строительства трубопровода «Северный поток-2» этот объем упадет до 20–30 млрд кубометров. Выплаты России за транзит снизятся в 3–4 раза, что приведет к краху газотранспортного бизнеса Украины.
Кроме того, не секрет, что начиная с 2012 года «Нафтогаз» инвестирует в поддержку работоспособности трубопроводной системы Украины менее 10% необходимой на эти цели суммы. Международный валютный фонд не спешит с выдачей Незалежной очередных кредитов, требуя отказаться от льготного распределения голубого топлива и масштабного повышения цен на газ. «Нафтогаз» направил в кабинет министров Украины предложение о необходимости роста газовых тарифов на 65%. Однако с 1 августа стоимость голубого топлива для промышленных и рядовых потребителей Незалежной вырастет менее чем на 2% — больший подъем цен приведет к разорению большинства украинских компаний и обнищанию населения. «Без западных кредитов газотранспортная система Украины спустя два-три года может прекратить свое существование по техническим причинам. Интересно, кого обвинит Киев в такой ситуации: Россию или западных партнеров?» — задается вопросом ведущий эксперт Союза нефтепромышленников Рустам Танкаев.