Ограничительные меры оказали лишь косвенное влияние на экономику России, отразившись в изменении экономической политики властей, отмечается в документе.
Прямого влияния от санкций на ситуацию в сфере бизнеса в России замечено не было. Так, снижение рентабельности попавших под санкции предприятий нефинансового сектора (на 1,6% за два года после санкций) было связано с налоговым маневром в нефтегазовой отрасли, а снижение рентабельности в банковском секторе (на 0,8%) затронуло все кредитные организации, а не только попавшие под санкции. Выросла доля заимствований в рублях с 13 до 41%, а также облигаций у компаний и банков - с 40 до 66%. Бизнес (не только попавший под санкции) стал меньше брать в долг за границей, при этом если он и решается занять у зарубежного кредитора, то в его роли чаще выступают банки Китая, а не США или Европы.
«Более существенным» эксперты считают косвенное влияние ограничительных мер на российскую экономику, которое отразилось на экономической политике руководства страны. В качестве примера агентство приводит введение торговых ограничений на зарубежный импорт, которые привели к росту цен на некоторые товары и падению реальных доходов россиян (на 2-3%). Отрицательный эффект от ответных мер не смог компенсировать даже рост в агропромышленном секторе. Кроме того, перемены в экономической политики привели к более консервативному планированию бюджета и скептическому отношению властей к внешним займам.
Санкции серьезно сказываются на долгосрочном росте валового внутреннего продукта (ВВП), полагают эксперты. В результате ограничений уже сворачиваются совместные технологические проекты по освоению нефтяных месторождений, падает экспорт алюминия, а также снижается добыча нефти и газа.
Ключевым сдерживающим фактором роста российской экономики в среднесрочной перспективе (может равняться 1,5% в годовом выражении) аналитики называют дефицит трудовых ресурсов.
Читайте материал: Россиян обложат очередным налогом