Путешественники выкупили у «Натали Турс» порядка 10 тыс. туров, которые начинаются до 1 октября. Начало компенсационных выплат невозможно, для этого компании необходимо заявить о прекращении своей деятельности, что не намерен делать глава туроператора. Владимир Воробьев заявил, что постарается выплатить долги самостоятельно.
Следует уточнить, что для выплаты компенсаций «Натали Турс» придется использовать фингарантии. Речь о 150,5 млн руб., которые хранятся на счетах трех страховых компаний, а также о 5,9 млн руб., аккумулированных в фонде персональной ответственности. А чтобы покрыть все издержки, требуется, на секундочку, почти 950 млн руб. ($15 млн по курсу ЦБ РФ на 6 июля). Так почему же компания не объявляет себя банкротом, если денег покрыть долги у нее нет? Все просто. Рынок может этого не пережить.
Оказывается, прекращение деятельности одной фирмы способно обрушить других туроператоров. Цепная реакция возможна, как бы ни пытались нас в этом переубедить руководители отрасли.
Всю отрасль будоражит именно тот факт, что «Натали Турс» не признает себя банкротом. Надо отметить, что оператор является консолидатором чартерных рейсов, которыми летают туристы других фирм. Поясним: как правило, чартерные рейсы выполняются на условиях договора между заказчиком в лице туроператора и авиакомпанией. Консолидатором такого рейса может быть туркомпания, забронировавшая целиком самолет и отправившая его в нужном направлении. В свою очередь у консолидатора, в нашем случае у «Натали Турс», выкупали кресла для своих туристов другие туроператоры. Причем с громкими именами и хорошей репутацией.
Таким образом, вопрос: «А ты на чем сидишь?» — в настоящее время актуален и для участников туристического рынка, и обычных путешественников. А речь вот о чем. Допустим, консолидатор отменяет все рейсы, кроме одного — раз в неделю. Мест на всех желающих просто не хватит. Туроператорам, которые «сидят» на рейсах консолидатора в лице «Натали Турс», придется распределять своих туристов по рейсам других консолидаторов и авиаперевозчиков. А это и деньги, и время. В конечном счете пострадают все участники этого процесса, начиная от самих фирм и заканчивая туристами.
Профессор Института отраслевого менеджмента РАНХиГС Галина Дехтярь напомнила о таком случае: «Натали Турс» работает очень давно. В 1990-е годы представители компании сажали туристов на рейсы под прикрытием ОМОНа, так как два рейса были проданы двум разным туроператорам. Была война за места на рейсах».
По ее мнению, отрасль движется в совершенно непонятном направлении, и все из-за отсутствия необходимых рычагов государственного урегулирования.
Что же произойдет с компаниями, которые «сидят» на рейсах «Натали Турс»? Люди просто уйдут в кредиты. «Например, женщине пришлось продать трехкомнатную квартиру, машину, дачу и все остальное, чтобы отдать деньги и не «сесть» после краха одного из туроператоров», — рассказала «МК» Дехтярь.
К слову, 199 компаний до 15 июля должны подтвердить свою финансовую дееспособность, чтобы войти в официальный реестр туроператоров — это, соответственно, разрешение на право деятельности. Не попав в него, их работа будет вне правового поля. Кто останется на плаву — неизвестно.
Что же делать тем, кто хочет отдохнуть? Бронировать всё самим. А лететь можно, выходит, только на «регулярке», которая дорогая. Другой выход: сидеть дома или на даче. С учетом нашей погоды, накинув на плечи куртку и раскачиваясь в гамаке, любоваться российской природой.
Так что приготовимся к худшему: на чартерных рейсах «Натали Турс» «сидят» крупные туроператоры, отдых клиентов которых сейчас под большим вопросом.