Симптомы, которые наблюдались двадцать лет назад, существуют и сейчас: вывод капитала с рынков развивающихся стран, спекулятивное удорожание акций высокотехнологичных компаний и устойчивый рост экономики США. Правда, в 1990-е на экономику России давили низкие цены на нефть, а сейчас они сохраняются на относительно высоком уровне: это вселяет надежду на то, что самые мрачные прогнозы американских экономистов относительно мирового кризиса снова преувеличены.
Дефолт 1998 года в России был спровоцирован обвалом азиатских экономик из-за сильного доллара, кризисом валютной ликвидности, падением цен и спроса на нефть, разрастанием госдолга РФ до немыслимых размеров. В мире бушевал «азиатский» кризис, а российское правительство тогда приняло беспрецедентное решение: не выплачивать внутренний долг, номинированный в национальной валюте, что в мировой истории случилось впервые.
Миллионы россиян лишились своих сбережений, зарплаты упали в долларовом исчислении минимум в четыре раза, банки перестали выдавать вклады, а вся страна погрузилась экономическую и финансовую разруху.
Все, кто помнит те времена, с ужасом боятся их возвращения. Но сейчас, по крайней мере, объективно существуют три несоответствия нынешней экономической ситуации с положением России двадцатилетней давности.
Во-первых, в 1990-х годах экономика России страдала от серьезного дефицита бюджета — он доходил до 8% ВВП. Сейчас же страна пытается формировать бюджет с профицитом в 0,5% ВВП — соответствующие поправки в бюджет на 2018 год подписал президент.
Во-вторых, двадцать лет назад внешний долг России составлял 150% ВВП, а вместе с внутренним долгом все 200%. По данным ЦБ, сегодня общий госдолг РФ превышает 40% ВВП. Для сравнения: аналогичные обязательства как США, так и Японии в два раза превышают объем валового продукта этих государств.
В-третьих, тогда ситуацию усугубляло снижение мировых цен на нефть. Тогда из-за кризиса в Азии, страны которой сократили потребление сырья, валютные доходы России уменьшились, а вслед за ними почти прекратились инвестиции в нашу страну, что обрушило стоимость акций российских компаний в 10 раз.
Сейчас цены на нефть относительно стабильны и в ближайшей перспективе могут вырасти с нынешних $77 до $85 за баррель. Такой прогноз сделал другой американский финансовый институт — Morgan Stanley. Причины подорожания — сокращение добычи в Иране, Ливии и Анголе, из-за чего сократятся предложения на глобальном рынке. Кстати, ранее тот же Bank of America предсказывал, что стоимость нефти может перевалить за отметку в $100.
«Если цена нефти действительно дойдет до уровня в $85 за баррель, то это будут уровни конца октября 2014 года, когда доллар стоил 43–45 рублей. Правда, вряд ли российской нацвалюте позволят укрепиться до такой отметки. Уровни в 55 рублей и даже 50 рублей за доллар вполне реальны. Но только если решится вопрос с американскими санкциями против России», — предполагает заместитель директора аналитического департамента компании «Альпари» Наталья Мильчакова.
Торговые войны и санкции как их составная часть — вот главная угроза, нависшая над мировой экономикой. Глава Международного валютного фонда Кристин Лагард на Петербургском международном экономическом форуме назвала «риском номер один» для международной торговли и всей экономики введение пошлин и политику протекционизма, которую ведут США. По ее словам, «риск номер два» связан с большим уровнем долговых обязательств на рынках, спровоцированным отчасти ужесточением монетарной политики США и, как следствие, выводом капиталов из развивающихся стран.
Впрочем, даже в удручающих прогнозах американских аналитиков отмечается, что кризис если и грянет, то после 2019 года. При этом он вовсе не будет означать наступление дефолта какой-либо из стран. В конце концов, Россия после 1998 года пережила уже пару кризисов, при этом выплачивала долги по своим обязательствам.
Между тем наши власти обещание нового кризиса всерьез не приняли. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, отвечая на вопрос о мрачных перспективах, ответил, что у нас «все будет наверняка хорошо».