Все слышали о среднем классе. Вероятно, большинство наших читателей себя к нему причисляет. В советском и постсоветском понимании к этой финансовой прослойке общества относятся работающие люди с высшим образованием и уровнем достатка «не шикуем, но на все хватает».
В историческом понимании (а о среднем классе писал даже Аристотель в Древней Греции) — это пласт общества между богатыми и бедными, стабилизатор в политике и экономике, буфер между правящей группой и пролетариатом, золотая середина, в расширении которой заинтересованы все развитые страны.
Что средний класс представляет из себя в современной России? Эксперты из Аналитического кредитного рейтингового агентства подсчитали, что представителем среднего класса может считаться гражданин с доходом свыше 120 тыс. рублей в Москве и 60 тыс. рублей минимум в регионах.
Уровень достатка «середнячка» аналитики вывели из таких критериев, как возможность без проблем оплачивать счета, покупать нужные товары, выезжать за границу, копить деньги и позволить себе автокредит и ипотеку из расчета средней стоимости всех этих опций в регионе. При этом высшее образование и «не рабочая» профессия остались в списке характеристик среднего класса.
По версии исследователей, к наблюдаемой группе относятся граждане с «максимальной экономической активностью», которые своим спросом на товары стимулируют отечественное производства и предпринимательство, создают рабочие места, платят налоги и вносят большой вклад в рост социально-политической стабильности. Короче говоря, они опора и поддержка всея государства, локомотив экономики, двигатель прогресса, цвет нации.
Все прекрасно, только вот цифры дохода смущают.
Кто же оказался в середнячках с зарплатами от 60 тысяч в регионах и 120 в столице? Это чиновники, военные, финансисты, бизнесмены, сотрудники крупных госпредприятий, словом, «белые воротнички». Как выясняется, именно они у нас — движущая сила экономики.
А вот врачи, учителя, преподаватели, журналисты, инженеры уже не достойны гордого звания «средний класс», ведь их зарплаты дай бог дотягивают до средней по стране — 39 тысяч. Парадокс какой-то: средняя получка в России меньше 40 тысяч, а чтобы причислиться к среднему классу, нужны усредненные между регионами и Москвой 90 тысяч!
Россия, конечно, уникальная страна, но для лучшего понимания ситуации обратимся к статистике из преуспевающих государств.
В США средний класс составляет 51% населения, богачей насчитали 20% и 29% бедняков. В Германии в группу «середнячков» входят 82% — это пенсионеры, квалифицированные рабочие, госслужащие с доходом от 1 до 4 тыс. евро в месяц.
Большой диапазон в зарплатах делит прослойку еще три группы: низший, средний и высший средний класс в пропорции 17%, 48%, 17% соответственно.
В исследованиях численности среднего класса в России от РАНХиГС и социологов РАН показатель составляет 20% населения, или примерно 28 млн человек. В 2014 году, до активной фазы кризиса, было и того больше: целых 30%. Казалось бы, не так все плохо. Отстаем, конечно, от супердержав, но стараемся.
Только вот в чем загвоздка. В развитых странах учет среднего класса введется по четким показателям уровня жизни: доход, площадь жилья на каждого члена семьи, владение автомобилем. У нас же подобные исследования строятся на опросах мнения россиян, то есть люди причисляют себя к среднему классу по внутреннему убеждению. И их логику можно понять: если я не бедный и не богатый, значит, представитель среднего класса. Вот и получается приятная для глаза статистика: то ли чтобы власти смогли хвастаться становлением среднего класса, то ли чтобы людям было не обидно.
Но если пользоваться западными мерками, к которым как раз близки расчеты АКРА, по ним настоящим средним классом будет считаться 5–7% населения. При этом богачей у нас 10%, бедняков 15% по официальной статистике и 20% по опросам. Возникает вопрос: а оставшиеся 60–70% не бедных, не средних и не богатых россиян — кто тогда?
И вот сидит вся страна недосередняков со своими недосредними зарплатами, как-то умудряется и на квартиру накопить, и в скромный отпуск съездить да не жалуется. Расчеты расчетами, ярлыки ярлыками, но образованные и квалифицированные и в Москве зарплату в 60 тысяч считают хорошей, а в провинции и на 30 тысяч проживешь неплохо.
И пусть учителя, врачи, ученые и все, кто оказались ниже планки среднего класса, — не двигатель экономики и позор государства. Их, застрявших между бедностью и почти бедностью, уже не волнует социальный статус. Их главная задача — свести концы с концами.