"Присвоение Знака Качества не только работает как эффективный потребительский навигатор и помощник, но и решает государственную задачу по локализации производств и использованию отечественного сырья", - прокомментировал результаты Министр промышленности и торговли Денис Мантуров.
Треть брендов, получивших знак качества – собственные торговые марки розничных сетей, продукция под которыми производится на местах - в регионах по всех России. Развитие сетями местных производств под единым брендом, безусловно, оживляет региональную экономику, поддерживает локальных предпринимателей и создает дополнительные рабочие места, которые на некоторых территориях необходимы как воздух.
О готовности сотрудничать с федеральными сетями и строить долгосрочные партнерские отношения говорят и сами региональные производители и бизнесмены. Опрос местных предпринимателей Центром «Платформа» показал, что более половины экспертов и бизнесменов в регионах не считают местный ритейл конкурентным и не видят его будущее в том формате, в каком он существует сейчас. На их взгляд, развитие местного бизнеса именно в поиске форм кооперации с крупными сетями и в занятии собственных уникальных ниш, востребованных населением. К примеру, свой собственный фермерский отдел в крупном сетевом магазине, кулинарные лавки, «крафтовая» продукция и т.д.
Уже сегодня очевидно, что развитие местных производителей на фоне активной экспансии крупного ритейла и продвижения собственных марок крупных сетей абсолютно реально. Это видно даже простым потребителям. Социологи ВЦИОМ, опросив тысячи покупателей по всей стране, отметили, что абсолютное большинство из них (56%) с легкостью находят в сетевых магазинах продукцию региональных производителей и не ощущают ее недостатка.
Все эти цифры подтверждают, что инструменты, стимулирующие крупный розничный бизнес работать с региональными производителями, намного эффективнее, чем государственное регулирование таких отношений. В частности, и эксперты, и сами предприниматели высказывают опасение в отношении навязывания федеральным сетям квот на региональные продукты или проведения политики искусственного ограничения доли федеральных сетей в регионах – такие меры не нашли однозначной поддержки у 76 % опрошенных. По мнению эксперта в сфере ритейла и коммерческих переговоров Сергея Илюхина, от дополнительного нормативного давления на крупные торговые сети теряют все: и сами ритейлеры, и производители, и покупатели. Причем проигрыш последних будет наиболее заметным, ведь крупные сети уже давно остаются самым популярным место совершения покупок среди россиян, голосующих за их распространение рублем. Исследование ВЦИОМ показало, что более 70% потребителей предпочитают закупать продукты только в больших супермаркетах известных торговых сетей. Все реже россияне отправляются за покупками в несетевые магазины или на рынки – их популярность почти в 3 раза ниже сетей. Жители отдаленных регионов в свою очередь тоже тяготеют к походам в крупные магазины и ожидают прихода федеральных торговых сетей в их населенные пункты – об этом говорили 65% опрошенных потребителей. Среди плюсов распространения сетей покупатели отмечают и повышение качества, и расширение ассортимента, и понижение цен.
«Потребители ждут, когда федеральные сети дойдут до дальних регионов, это возможный канал получения той продукции, которую россияне ежедневно видят в рекламе на экранах телевизора. С одной стороны, запрос на сети сохраняется, с другой, есть большой запрос и на местных производителей», - прокомментировал наметившийся тренд руководитель практики социальной политики и коммуникационных технологий ВЦИОМ Кирилл Родин.