Третье чтение состоится на следующей неделе.
Законопроект, внесенный в декабре 2017 года, первоначально был подписан лидером ЛДПР Владимиром Жириновским. Несколько месяцев он тихо лежал на Охотном Ряду, шли консультации с Администрацией Президента, правительство сначала возражало и написало отрицательное заключение… А потом, после утверждения премьер-министра Дмитрия Медведева Госдумой, инициативе неожиданно было дано ускорение: под ней подписались лидеры других думских фракций (Сергей Неверов, Геннадий Зюганов и Сергей Миронов), правительство прислало новое, и на этот раз положительное заключение… Первое чтение состоялось 22 мая — по договоренности руководства всех фракций полноформатного обсуждения в зале пленарных заседаний не проводилось.
О чем идет речь?
Действующий закон «О политических партиях» предусматривает два канала поступления средств из бюджета страны в бюджеты политических партий.
Первый — ежегодные выплаты по итогам парламентских выборов. На них могут рассчитывать партии, преодолевшие 5%-ный барьер и попавшие в Госдуму, и партии, которые в Думу не попали, но набрали более 3% голосов избирателей. В данном случае цена одного голоса составляет 152 рубля (до этого уровня ее подняли в декабре 2016 года).
Но есть и второй канал господдержки партий — по итогам президентских выборов. Эта выплата единовременная, и получают ее партии, выдвинувшие своих кандидатов, если они набрали более 3% голосов избирателей. Здесь цена одного голоса гораздо меньше и не пересматривалась с 2008 года: 20 рублей (около 27 рублей с учетом индексации, уверяет правительство).
Законопроект предлагает уравнять цену одного голоса избирателя и на парламентских, и на президентских выборах: 152 рубля.
В пояснительной записке говорится, что это «позволит усилить прозрачность и контролируемость поступлений денежных средств в фонды политических партий». А в заключении профильного Комитета по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений отмечается: «…с учетом исключительной общественной значимости выборов Президента Российской Федерации и целесообразности стимулирования активного участия в них политических партий» предложения авторов законопроекта «представляются обоснованными». Изменения «серьезным образом укрепят нашу политическую систему, прежде всего деятельность всех, в том числе оппозиционных политических партий», заявил с трибуны Госдумы глава этого комитета Сергей Гаврилов (КПРФ).
Любопытно, что текст законопроекта специально оговаривает: увеличенные выплаты достанутся партиям, выполнившим необходимые условия в ходе «ближайших предыдущих выборов Президента РФ».
«Ближайшие предыдущие выборы Президента РФ» проходили 18 марта 2018 года. Значит, дополнительные доходы попадут в кошельки КПРФ и ЛДПР — лишь они выдвинули кандидатов, набравших более 3% голосов. «ЕР» и «СР» своих кандидатов не выдвигали, а кандидаты всех внедумских партий до 3% сильно не дотянули.
В финансово-экономическом обосновании авторы не указали даже примерных цифр. Если вспомнить, что законопроект вносился в Госдуму в декабре прошлого года, когда трудно было с точностью предсказать, сколько именно россиян проголосует за партийных выдвиженцев, такую осторожность еще можно понять. Но в заключении правительства, присланном в конце мая 2018 года, точных цифр тоже нет! Говорится лишь, что законопроект можно поддержать при условии наличия средств в бюджете 2018–2020 годов.
Впрочем, посчитать цену вопроса совсем не трудно.
За кандидата от КПРФ Павла Грудинина проголосовало 8 659 206 избирателей (11,77%). По старым правилам выдвинувшей его партии полагается 234 млн рублей. А по новым — уже 1 млрд 316 млн!
За кандидата от ЛДПР Владимира Жириновского отдали голоса 4 154 985 избирателей (5,65%). По старым правилам — плюс 112,2 млн рублей в партийной кассе. А по новым — плюс 631,6 млн рублей!
Значит, в бюджете 2018 года надо будет найти дополнительно около 1 млрд 316 млн рублей.
Кстати, депутаты от ЛДПР Ярослав Нилов и Игорь Лебедев предлагали ко второму чтению внести в документ поправку, которая бы давала право на госфинансирование лишь тем организациям, чей кандидат в президенты «является на день выдвижения членом этой политической партии». Поправка автоматически выбивала бы из числа непосредственных бенефициаров КПРФ (Павел Грудинин на момент выдвижения членом партии не являлся), и все бонусы достались бы ЛДПР. Но профильный комитет эту поправку не поддержал, и авторы ее отозвали…