Намеки Киева в отношении «будущих возможных плодотворных газовых отношений с Россией» прозвучали практически впервые после многолетних попыток Украины сорвать реализацию «Северного потока-2». Как заявил постпред Украины при Совете Европы Дмитрий Кулеба, в случае запуска этого российского проекта его стране «следует заключить с Москвой договор о гарантированных поставках газа через украинскую территорию». С одной стороны, это звучит как очередной вызов: пусть Россия строит новый газопровод, но украинские трубы все равно остаются востребованными для транзита. С другой — украинский чиновник фактически соглашается с тем, что создание дополнительного российского газового маршрута в Европу является делом времени.
Тем не менее официальный Киев по-прежнему настаивает на том, что новый российский газопровод поставит Европу в еще большую энергетическую зависимость от нашей страны, что приведет к неизбежному росту цен, монопольно диктуемых «Газпромом». С такой точкой зрения согласны Польша, Словакия, Чехия, а также ряд других членов ЕС, включая Прибалтику.
Между тем прокладка «Северного потока-2» постепенно продолжается. «Газпром» получил разрешение от Германии на строительство этого трубопровода в своих территориальных водах. Аналогичные положительные оценки собираются дать Финляндия и Швеция. Камнем преткновения для России пока является Дания, своего согласия до сих пор не давшая. Ну и продолжается давление Вашингтона, грозящего наложить экономические санкции на европейские компании, сотрудничающие с Россией по этому проекту.
Москва и Брюссель делают шаги навстречу друг другу в энергетических отношениях. В конце мая Еврокомиссия подписала с «Газпромом» мировое соглашение, тем самым сняв с российской монополии обвинения в монопольном характере цен на свое экспортное сырье. «Газпром», в свою очередь, пообещал пересмотреть свою ценовую экспортную политику, в ином случае ему придется выплатить штраф до $7 млрд.
Украину такие реверансы совсем не радуют. Киев рискует лишиться доходов в $2 млрд в год, если «Северный поток-2» будет построен. Трубопроводная система Незалежной уже сейчас трещит по швам — в прошлом году в нее поступило немногим более 90 млрд кубометров газа из России, еще около 20 млрд украинского топлива и примерно 10 млрд европейского сырья. Учитывая, что транзитная возможность украинских газопроводов составляет 290 млрд кубометров в год, более половины мощностей остаются незагруженными, а поступлений от российского транзита едва хватает на их обслуживание.
Тем не менее обойтись без украинской газотранспортной составляющей в механизме поставок газа в Европу наша страна будет не в состоянии даже после завершения строительства «Северного потока-2». По словам директора Фонда энергетического развития Сергея Пикина, «Газпрому» в любом случае придется прибегать к услугам Киева, чтобы полностью удовлетворить контрактные обязательства перед Европой. Тем более, как подчеркивает партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин, в некоторые страны ЕС, например в Италию, российский газ может поступать исключительно по украинским трубам.
Как полагает начальник аналитического департамента УК «БК-Сбережения» Сергей Суверов, в такой ситуации «Газпром» будет вынужден откликнуться на предложение Киева и дать гарантии сохранения определенной доли транзита через Украину. Правда, доходы Незалежной от этого бизнеса упадут в разы, где-то до $400 млн.
«России придется идти на дополнительные уступки, чтобы сохранить доминирующее положение на европейском энергетическом рынке. Конкуренция на этой площадке продолжает возрастать. Запущенный на днях газопровод «Южный газовый коридор» предусматривает транспортировку 10 млрд кубометров газа из Каспийского региона в Европу. Пока эти масштабы несравнимы с экспортным потенциалом «Газпрома», однако монополии не стоит отказываться от любой возможности поставить больше сырья на экспорт. В том числе и по украинским трубопроводам», — считает эксперт.