С чем связан этот налоговый раж — понятно. На выполнение пакета предложений в майском указе президента Владимира Путина потребуется до 25 трлн рублей. Пока правительство уверяет, что знает, как найти 8 трлн. Назвать возможные источники остальных 17 трлн рублей Минфину и Минэкономразвития поручено до 6 июля. Остальным ведомствам также предстоит внести свой вклад в обеспечение решения глобальной финансовой задачи.
Чиновники приступили к поиску, но, помимо налогового маневрирования, пока ничего не нашли. Примечательно, что предлагаемые новшества озвучены не парламентариями, многие из которых склонны к популизму, а исходят со стороны кабинета министров. К чему же может привести их реализация?
Вероятное повышении НДС скажется на конечных покупателях в виде косвенной фискальной нагрузки. Возможно, что повышение этого налога всего на 2% не сильно отразится на населении в целом, но, если убрать льготы по НДС на продукты питания, лекарства и социально значимые товары, то эта ставка грозит добавить к темпам роста потребительских цен еще 1% ежемесячно. Иными словами, инфляция, вроде бы уже подавленная правительством, грозит снова ударить по нашим кошелькам.
Что же касается предлагаемого роста акцизов на алкоголь и табак, то его итогом также станет раскручивание маховика инфляции: спиртное и курево на прилавках могут подорожать, по разным оценкам, на 10–20%.
Впрочем, единого мнения относительно будущей политики фискального регулирования у обновленного кабинета министров, судя по всему, еще нет. Подтверждением тому служит желание чиновников снизить оптовые акцизы на бензин и дизельное топливо с 1 июля. Правительство признает, что уронить цены на горючее, которые с апреля выросли на 9%, будет невозможно, но такой механизм лишит федеральный бюджет, как говорил ранее Силуанов, дополнительных 140 млрд рублей в год.
К чему же приводят все эти налоговые шараханья властей? Уже сейчас налоги съедают существенную долю дохода рядового гражданина. Речь идет не только о 13% НДФЛ. Налоги на имущество, которые рассчитываются по кадастровой стоимости квартиры и дачи, а также налоги на автомобиль съедают в среднем еще 2–4% дохода ежемесячно. Квартплата, электричество, телефонная и мобильная связь, Интернет, а также платные парковки могут «откусить» еще 12–17% дохода. Пусть это выплаты не напрямую государству, но они регулируются властями.
Новые повышения налогов, которые сейчас «вброшены» в информационное поле, приведут лишь к расширению и без того существенного теневого сектора российской экономики. Сейчас оклады в «конвертах», которые ниже официальных заработных плат, получает каждый третий россиянин. По оценкам Всемирного банка, размер теневого сектора России составляет $300 млрд. Есть предположения, что «серый» сектор зарплат в России доходит до 30% ВВП.
В таком случае, может быть, воспользоваться советом нового главы Счетной палаты Алексея Кудрина, рекомендующего взимать больше денег от экспортных «сверхдоходов» нефти и увеличения суверенного долга на 5–7% пунктов к ВВП за шесть лет. К 2024 году получится $4–5 трлн рублей. Это сделает неизбежную налоговую реформу более мягкой, а население почувствует, что у правительства есть четкая цель — брать больше средств с тех, у кого они есть, а не забирать последнее у тех, кто экономит каждую копейку.
А слова Антона Силуанова о налоговом моратории на шесть лет власть всегда может переиграть в свою пользу.