В начале мая Московская топливная ассоциация заявила, что рост стоимости топлива в апреле оказался максимальным с начала года. Литр АИ-95 подорожал почти на 8% — с 41,2 до 44,4 рубля. Для сравнения, инфляция с начала года в России составляет около 0,7–0,8%. Несложно подсчитать, что весенний скачок топливных цен в России в 10 раз обогнал рост потребительских цен в целом.
Ситуация выглядит настолько вопиющей, что в нее вмешались парламентарии — представители профильных комитетов Госдумы обещали запросить в правительстве информацию о причинах роста стоимости бензина и мерах, которые будут предприняты для ее снижения.
Последовал ответ со стороны власти. Правда, не от нового кабинета министров, который, видимо, пока еще не вошел в курс дела, а от главного финансового регулятора — Банка России. Как заявила первый замглавы ЦБ Ксения Юдаева, стоимость бензина увеличивается «из-за роста цен на нефть на мировых рынках, а также из-за акцизов на бензин». При этом Юдаева уверена, «рост цен на бензин не оказывает влияния на инфляцию».
Объяснения ЦБ звучат убедительно. Еще в феврале баррель после подъема до $70 в начале года провалился к $62. Последовали успешные коррекции в марте, но в мае произошел более эффектный прорыв — выше $80. Следовательно, подорожание горючего объясняется фундаментальными экономическими причинами.
Однако эксперты обращают внимание на оговорку представителя ЦБ относительно акцизов. По словам исполнительного директора Российского топливного союза Григория Сергиенко, различные фискальные сборы, включая налог на добычу полезных ископаемых и добавленную стоимость, последние три года поступательно увеличивались. Теперь их доля в стоимости бензина доходит до 70%. Выходит, что из 45 рублей, которые придется платить за литр АИ-95 в самое ближайшее время, более 31 рубля идет в бюджет, что оказывает серьезное давление на стоимость горючего.
По словам финансового аналитика FxPro Александра Купцикевича, растущие цены на нефть на мировых рынках объясняют только 10% повышения стоимости топлива. «Во время обвала сырьевых котировок со $120 до $30 за баррель не происходило одновременного снижения цен на бензин, — напоминает эксперт. — Акцизы несут в себе существенную составляющую в динамике цен. Кроме того, влияние на ценовую конъюнктуру оказывает масштабный плановый ремонт отечественных НПЗ, что подстегивает спираль роста. В итоге наблюдается «идеальный шторм», когда сразу несколько факторов действуют в одном направлении и приводят к стремительному удорожанию топлива».
Впрочем, снимать ответственность с нефтедобывающих компаний в резком росте стоимости горючего не стоит. Арифметика проста: тонна дизельного топлива, поставленного на экспорт, приносит на $50 больше, нежели при продаже на внутреннем рынке. На фоне мирового сезонного повышения интереса к нефтепродуктам со стороны импортеров зарубежные поставки российского топлива выросли. Соответственно, на биржах произошла попытка спекуляции из-за опасности возникновения внутрироссийского дефицита в период посевной и будущего сбора урожая, а стоимость бензина, в свою очередь, обросла дополнительными рублями.
По словам Сергиенко, повлиять на ситуацию и остановить повышение ценников на АЗС может правительство за счет снижения налогооблагаемой базы топливных компаний. Таким образом, производители уже не могли бы перекладывать вину за рост топливных цен на ситуацию на мировом рынке. Впрочем, пока в профильных государственных ведомствах более интенсивно обсуждается другая тема — плавающие акцизы на горючее, которые подразумевают принцип распределения доходов от их уплаты в бюджеты.
«Не стоит рассчитывать на серьезное вмешательство правительства. Даже в случае наложения государственных штрафных санкций на компании, пользующиеся ситуацией и варьирующие свои поставки на внутренний и внешний рынки, они ничтожны в сравнении с эффектом от дополнительной экспортной прибыли. Топливо является драйвером роста цен в значительной части мира, хотя в большинстве случаев это не связано с фискальной нагрузкой, а объясняется непосредственно динамикой курса нефти», — полагает Купцикевич.
Стоимость литра АИ-95 в странах — импортерах российского топлива (в рублях, по курсу ЦБ)
Белоруссия 43
Китай 74
Германия 103
Финляндия 110
Италия 115