Разработанные Минстроем России новые тарифные планы по оплате жилищно-коммунальных услуг подразумевают как минимум три варианта, заточенные под абсолютно разные типы людей.
Ведущий аналитик ГК TeleTrade Марк Гойхман считает, что простым жителям будет сложнее ориентироваться в этой и без того непростой сфере. «Планируется внедрить три тарифных плана. «Эконом» — минимальный фиксированный набор объёмов потребления услуг, — продолжил эксперт. — Сервис «Стандарт» близок к существующему порядку оплаты по фактическому потреблению. Наконец, пакет «Всё включено», даёт единую сумму платежа независимо от количества потреблённых услуг».
«Наверняка для пенсионеров будет льгота, для молодых будут более развиты Интернет и кабельное ТВ либо цифровое на повышенных скоростях», — предположил специалист департамента компании «Аналитика Онлайн» Николай Котов.
Однако рассуждать об этом пока рановато. Непонятно, на что в принципе направлена данная новация. «Для улучшения качества жизни — или же цель собрать побольше денег с незатейливых плательщиков, а с грамотными быть более аккуратными и осторожными», — продолжил эксперт.
Минстрой на данном этапе собирает информацию от участников рынка и интегрирует ее под свои задачи. Участники рынка не исключили, что есть и другой смысл в предложении ведомства. Например, разбить участки городов на сферы влияния той или иной управляющей компании в зависимости от специализации и основного направления. Но это лишь гипотеза. Есть и мнение, что по факту ничего не поменяется, а все затевается лишь для имитации бурной деятельности чиновников на новом сроке президента. «Лично я считаю, что кардинальных изменений, по крайней мере в лучшую сторону, в ближайшие пять лет ожидать не стоит», — резюмировал Котов.
Со временем внедрение тарифных планов будет нужно, но не в ближайшем будущем, отметила первый заместитель председателя комиссии Общественной палаты РФ по ЖКХ, строительству и дорогам Светлана Разворотнева в разговоре с «МК». По ее мнению, в первую очередь необходимо навести порядок в расчетах. «Главный вопрос, с которым обращаются граждане в общественные приемные, — это непрозрачность и непонятность начисления платы за коммунальные услуги, — продолжила эксперт. — Только в половине домов в России установлены приборы учета воды и тепла. В то же время кто-то платит по нормативам, кто-то по показаниям счетчиков». Разворотнева рассказала и о ситуации с тарифами на тепло — самой расходной статьей. «Многие регионы приняли норму оплаты по одной двенадцатой: берутся показания прошлого года и делятся на 12 месяцев, затем выставляется средний платеж, после чего он пересчитывается. Проверить, насколько правильно его посчитали, совершенно невозможно, тем более сопоставить с той температурой в трубах отопления, которая реально имела место», — подытожила она.
По словам эксперта, получается, что первоочередная задача — это выполнение закона «Об энергоэффективности», согласно которому приборы учета должны были стоять во всех домах и квартирах до 1 января 2012 года, что не выполнено до сих пор. Только после внедрения такой системы можно будет говорить о дифференциации и введении тарифных планов. Но Минстрой считает иначе. «Никакой возможной экономии ресурсов здесь не видно. Первоочередная задача — создание инфраструктуры прозрачных коммунальных расчетов. После можно экспериментировать с тарифными планами», — сказала Разворотнева.
Между тем, согласно свежему выпуску «Мониторинга экономической ситуации в РФ» РАНХиГС, тарифы на жилищно-коммунальные услуги в течение четырех лет росли вдвое быстрее доходов. Что касается задолженности населения за жилищно-коммунальные услуги, то последние три года она растет угрожающими темпами. «В 2015 году она составила порядка 135 млрд рублей, в 2016-м — уже свыше 250 млрд рублей и более 600 млрд рублей в прошлом году», — отметил в разговоре с «МК» главный эксперт Центра аналитики и финансовых технологий Антон Быков.
Введение тарифных планов вряд ли позволит сократить эти цифры, зато рискует окончательно запутать потребителя.