Согласно последним мартовским данным Росстата, уровень безработицы в России составляет 5%. Безработных, согласно методикам Международной организации труда, насчитывается порядка 3,8 млн человек. При этом из них официально зарегистрированы в службе занятости лишь 779 тысяч россиян, то есть 20% безработных.
Почему не спешат легализоваться остальные 80%? Как поясняет ведущий аналитик ГК TeleTrade Марк Гойхман, пособие по безработице крайне непривлекательно для незанятых. В настоящее время минимальный размер пособия равен лишь 850 рублям в месяц. Максимальная же сумма, которую может получить нетрудоустроенный гражданин, достигает 4900 рублей. Прожить на такие деньги месяц нереально, поэтому находится немного желающих ради них сталкиваться с отечественной бюрократией.
Чтобы изменить ситуацию, Министерство труда предлагает довести максимальный размер пособия по безработице до величины прожиточного минимума трудоспособного населения, который сейчас составляет 11 160 рублей.
Какую сумму получит человек, оставшийся без работы, в виде пособия, будет определяться органами соцзащиты в индивидуальном порядке. «Размер пособия будет зависеть от множества факторов: зарплаты на прежнем месте работы, общего стажа работы и стажа на последнем месте работы. Понятное дело, что если человек не работал, к примеру, два года и после увеличения пособия по безработице вдруг захочет его получать, то это пособие ему никто не выплатит», — отмечает эксперт Международного финансового центра Гайдар Гасанов.
Законопроект призван обеспечить реальную возможность безработным существовать на пособие, полагает Марк Гойхман. Кроме того, по его словам, увеличение обращений в службу занятости способствует лучшему учету и регулированию распределения людей по вакантным рабочим местам.
Казалось бы, что может быть плохого в том, что государство хочет подкинуть деньжат своим социально незащищенным гражданам — безработным? Однако не все так просто, предупреждают эксперты. Очевидно, что при таком резком — в 2,5 раза и больше — увеличении пособия число зарегистрированных безработных также возрастет в разы. Причем далеко не только за счет тех, кто действительно не имеет работы. На биржу труда потянется и масса людей, на самом деле занятых в «теневом секторе». Ведь 11–12 тыс. в месяц — куда более привлекательная сумма, чем 800 или даже 4900 рублей. В результате число желающих зарегистрироваться в службе занятости возрастет многократно, добавив к нынешним 780 тысячам еще 2–3 млн человек.
Дабы как-то ограничить этот поток, авторы идеи предлагают сам период выплат пособия сократить вдвое. Сейчас те, кто работал не менее 26 недель в течение года, могут получать выплаты 12 месяцев. По версии Минтруда, срок необходимо уменьшить до полугода. Если же человек впервые ищет работу или отработал меньше 26 недель, выплаты будут производиться в течение не шести, как сейчас, а трех месяцев. «Однако поскольку прирост зарегистрированных будет, очевидно, намного выше, чем в два раза, можно предположить, что общие расходы в целом по стране на выплаты нужно будет повысить примерно в 1,5 раза», — утверждает Гойхман.
Между тем в бюджете в 2019 году запланированы суммы на выплаты пособия в 40,5 млрд рублей и 41,3 млрд рублей в 2020 году. «В случае принятия решения дополнительно потребуется, по грубым подсчетам, 20–25 млрд рублей в год», — предупреждает эксперт. При этом источники такого «бюджетного маневра» до сих пор остаются загадкой. Как предполагают эксперты, вполне вероятно, против предложения Минтруда выступит Минфин, озабоченный экономией средств в бюджете. Поэтому перспективы принятия законопроекта в предлагаемой редакции далеко не однозначны.