По подсчетам ВСС, страховые выплаты арендаторам сгоревшего торгового центра не превысят 100 млн рублей при ущербе в миллиард рублей. Потери же «Зимней вишни» страховщики оценивают в 3 млрд рублей, которые и вовсе не будут компенсированы. Поэтому, по словам Юргенса, необходимо ввести закон об обязательном страховании. «Мы выдвинем еще раз инициативу об обязательном страховании и ответственности перед третьими лицами, а также о страховании от несчастного случая (от пожара)».
Как отмечает Юргенс, на обязательном страховании ВСС настаивал еще после пожара в пермском ночном клубе «Хромая лошадь», который произошел 5 декабря 2009 года и повлек смерть 156 человек. «У нас за месяц-два хаотичной деятельности все успокаиваются. Люди могут только идти в суды и пытаться добиваться от собственника урегулирования своих убытков», — продолжает Юргенс.
В необходимости ввести обязательное страхование уверен и бизнес-омбудсмен Борис Титов. «Страховая компания, которой придется компенсировать ущерб, найдет способы сделать так, чтобы застрахованный соблюдал требования безопасности. А в этом случае и проверки МЧС будут все чаще заканчиваться тем, что инспектора не найдут нарушений».
Тем временем совладелец «Зимней вишни» миллиардер Денис Штенгелов заявил, что готов выплатить семьям пострадавших по 3 млн рублей за человека. В том, что бизнесмен должен ответить рублем за гибель людей, не сомневаются и эксперты. «Может, это звучит цинично, но цена человеческой жизни давно вычислена финансистами-теоретиками, и она составляет $2 млн. Это страховая и пенсионная математика», — поясняет директор аналитического департамента «Альпари» Александр Разуваев. К слову, по оценкам Bloomberg, состояние Штенгелова превышает миллиард долларов.
Впрочем, как отмечает юрист правового департамента HEADS Consulting Анастасия Худякова, компенсации пострадавшим должны поступить от государства, поскольку в настоящее время все признают, что халатность была и со стороны госорганов. Ранее Аман Тулеев распорядился выплатить по 1 млн рублей. Что касается недвижимости, то, поскольку сам ТРЦ застрахован не был, возмещение реальных убытков перейдет, по словам юриста, в плоскость уголовных и гражданско-правовых дел. Однако они могут длиться очень долго, и поскольку, скорее всего, ответственность будет поделена между конечными собственниками здания и госорганами, выдававшими заключения, компенсация убытков семьям погибших также будет «размыта», предупреждает собеседница «МК».