Если несколько раздвинуть горизонт, то будущее российской экономики тускнеет. На днях Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) обновила свой мировой экономический прогноз на 2018 год, результаты такие: если в ноябре прошлого года рост мировой экономики в 2018 году оценивался в 3,7%, то теперь — в 3,9%, применительно к России динамика противоположная: в ноябре прогноз был 1,9%, теперь — 1,8%. Мелочь, но неприятно, Россия продолжает ускоренно отставать.
Прогнозы — штука, как давно известно, ненадежная. Но вот что интересно: если основными рисками для мировой экономики назван рост протекционизма (иначе и быть не могло после решения Дональда Трампа повысить ввозные пошлины на импорт в США стали и алюминия, что может стать началом крупномасштабной мировой торговой войны), то российский рост ограничивает и геополитика. Здесь большинство новостей, что называется, в красной зоне. К уже традиционным санкционным будням добавляются резкое обострение газовой войны с Украиной, за которой с понятным напряжением следят на другом конце газовой трубы — в Европе, а также российско-британский кризис в связи с отравлением в Англии экс-сотрудника ГРУ, продавшегося англичанам, Сергея Скрипаля и его дочери Юлии.
Казалось бы, что общего между разборками тех или иных спецслужб и перспективами российского экономического роста? А связь есть. Минфин США в докладе, посвященном антироссийским санкциям, не распространил их на запрет инвестиций в российские гособлигации. Одной из главных названных в докладе причин стала неуверенность в том, что запрет будет поддержан европейскими партнерами США, без чего эта мера была бы неэффективной. Ситуация изменилась, российско-британский кризис увеличил ряды сторонников ужесточения антироссийских санкций в Европе. Теперь санкции могут быть распространены и на ОФЗ, что станет ударом по курсу рубля. Пока же в январе 2018 года чистый отток капиталов из России вырос по сравнению с прошлым годом в 2,3 раза.
Задачи, поставленные в предвыборном Послании Владимира Путина, становятся все более трудными для выполнения. Главная среди них — увеличить российский ВВП на душу населения в полтора раза к середине следующего десятилетия. Глава ЦСР Алексей Кудрин подсчитал: «Это означает средний темп роста ВВП около 6%». Пока планки такой высоты нет даже в самых смелых мечтах правительства.
После предсказуемой победы Владимира Путина на выборах Президента России стало понятно, что есть три возможных варианта дальнейшего развития событий. Первый — правительство будет не просто обновлено, а решительно перекроено, чтобы проводить принципиально другой политический курс, обеспечивающий перевод экономики на мобилизационные рельсы.
Второй — задачи, поставленные в Послании, как майские указы 2012 года, повиснут дамокловым мечом над новым правительством, проводящим, по сути, прежний курс, скорее всего с учетом предложений, выдвинутых ЦСР. Президент сможет использовать тот факт, что решение поставленных им задач провисает, как кнут для постоянного давления на кабинет министров и угрозу его обновления.
Третий — Россия будет отходить от конфронтационного политического курса и выстраивать отношения с Западом по-новому, развивая в первую очередь конструктивное сотрудничество, прежде всего в экономике.
Первый и, увы, третий варианты сегодня представляются маловероятными. Остается второй.