Эксперты считают, что приток капитала в Россию — хорошая новость для нашей экономики. Правда, эта тенденция окажет эффект только в случае, если средства будут направлены в перспективные проекты. Если деньги будут лежать мертвым грузом на банковских депозитах, то от вывода капитала из-за границы не будет никакого толку.
В январе, как отмечается в отчете Райффайзенбанка, валютная часть баланса банковского сектора России выросла на $12,7 млрд, а оттока средств на кредиты не произошло. Сам факт возврата средств не является удивительным — предприниматели готовятся к сделкам, которые они планируют заключить на отечественном рынке в этом году, откладывают средства на уплату налогов и дивиденды. Но сумма впечатляет: по сравнению с январем 2017-го приток средств вырос втрое. Эксперты Райффайзенбанка связывают это с ожиданиями среди российских бизнесменов «возможной блокировки средств в иностранной юрисдикции». Такие угрозы содержатся в «кремлевском докладе», выпущенном Минфином США в конце января.
В связи с этим бизнесмены активно переводят деньги на родину, размещают их в отечественных банках и конвертируют валюту в рубли для покупки облигаций федерального займа (ОФЗ). На долю таких операций приходится около $5 млрд от общей суммы. Главным образом приток средств идет из Швейцарии, Великобритании и Австрии.
Эксперты называют еще одну причину, по которой отечественные миллиардеры возвращают деньги в родные пенаты. В феврале президент Владимир Путин подписал пакет законов, предусматривающих продление срока амнистии капиталов еще на год — до 28 февраля 2019-го. Аналогичная налоговая амнистия действовала в России в 2015–2016 годах. Она давала право российским бизнесменам добровольно задекларировать зарубежные активы и счета. В обмен их освобождали от уголовной и административной ответственности, а также от уплаты налогов за прошлые годы.
Первая амнистия принесла не особо впечатляющие результаты — было подано 7,2 тыс. деклараций на сумму примерно $100 млн, тогда как, по оценкам экспертов, число крупных бизнесменов, хранящих львиную долю средств за рубежом, на порядок больше, а их зарубежные вложения доходят до $200 млрд. По словам главы Минфина Антона Силуанова, многие испугались вопросов со стороны правоохранительных органов. Однако вторая волна амнистии, по его мнению, будет более успешной, поскольку «сейчас в стране сложилось хорошее положение для возврата капитала».
Есть и третья причина, из-за которой растет приток валюты в Россию. «Экономическое восстановление, стартовавшее в 2017 году в ряде секторов, способно шире распространиться на другие отрасли. Ускорение глобальной экономики и общий позитивный настрой финансовых рынков также должны способствовать притоку средств в Россию», — считает финансовый аналитик FxPro Александр Купцикевич.
Впрочем, аналитики пока не спешат оценивать объем возврата капитала в нашу страну в этом году. Не исключено, что ветер может перемениться. По данным ЦБ, в 2017 году чистый отток капитала из России вырос в 1,6 раза, до $31,3 млрд. Прогноз по оттоку Банка России на этот год — $16 млрд. «Если основным драйвером возврата средств является «кремлевский доклад», тогда в ближайшие месяцы деньги вновь начнут утекать из страны», — предупреждает Купцикевич, имея в виду, что эта причина не относится к числу фундаментальных экономических факторов.
Как полагает старший аналитик «Альпари» Роман Ткачук, возвращение капитала в Россию, с одной стороны, должно положительно отразиться на нашей экономике — эти средства можно вложить в новые перспективные проекты, что крайне актуально при ограничении привлечения западных инвестиций. «Тем не менее главное — чтобы капитал работал и вливался в реальные отраслевые сегменты. В этом случае деньги принесут отдачу, что позитивно скажется на ВВП и курсе рубля. Если капитал будет лежать мертвым грузом в ОФЗ, то он при первой возможности вернется за границу и не принесет серьезной пользы российской экономике», — считает эксперт.