В конце декабря 2017 года был принят закон, который с 1 января 2019 года приравнивает МРОТ к прожиточному минимуму трудоспособного россиянина во втором квартале предыдущего года. Стремясь к заветной цели, по тому же закону с 1 января 2018 года МРОТ вырос до 9489 рублей. Звучавшие прошлой осенью предложения депутатов и ФНПР поднять МРОТ до прожиточного минимума сразу с нового года поддержки у правительства не нашли: денег в бюджете нет, утверждал Минфин.
Но после новогодних каникул оказалось, что деньги есть, — президент предложил поднять МРОТ до прожиточного минимума с 1 мая 2018 года. Министр труда и соцзащиты Максим Топилин сообщил депутатам, что с 1 мая больше получат 3 млн россиян — те, кто сейчас зарабатывает меньше 9489 рублей в месяц за полную ставку. 1,6 млн из них — бюджетники разных уровней, остальные трудятся в частном секторе. Вопрос о финансовом обеспечении законопроекта, признал министр, безусловно, возникает. В федеральном бюджете потребуется найти 7,5 млрд рублей, а в бюджетах регионов и муниципалитетов — 31,8 млрд рублей. Зато в бюджет вернется порядка 5–7 млрд рублей в виде налогов с повышенных зарплат…
Валерий Гартунг («СР») напомнил: после уплаты подоходного налога МРОТ все равно окажется меньше прожиточного минимума. Г-н Топилин согласился, что в принципе проблема существует и в будущем надо думать над тем, как ее решать. В неопределенном будущем.
Прожиточный минимум в России — это стоимость потребительской корзины, набора минимально необходимых товаров и услуг. Корзина эта должна была быть «перетряхнута» в 2017 году, но ее заморозили до 2020 года, и МРОТ в мае 2018 года достигнет заниженного прожиточного минимума. Николай Коломейцев (КПРФ) предложил в качестве эксперимента дать министрам по МРОТ за вычетом стоимости коммунальных услуг, купить продуктов по списку из потребительской корзины и посмотреть, какие они будут элегантные через месяц, если выживут.
Олег Шеин («СР») заявил, что почти нигде в мире минимальная зарплата не считается по потребительской корзине (это правда), и предложил выполнить рекомендацию Международной организации труда и установить МРОТ на уровне 40% от официальной средней зарплаты в стране, и был бы он сейчас около 16 тысяч рублей. К тому же, заметил г-н Шеин, после того как в 2004 году в стране была уничтожена зарплатная тарифная сетка, рост МРОТ коснется лишь технического персонала бюджетных учреждений и небольших предприятий, а тех, кто получает хотя бы 12 тысяч рублей, повышение не коснется нисколько.
Юрий Волков (ЛДПР) сказал, что зарплата в размере МРОТ в частном секторе чаще всего свидетельствует о «серой» зарплате, и когда планка поднимется, часть «серых» зарплат выйдет из тени, но при этом увеличится налоговое бремя на работодателя. В финансово-экономическом обосновании к законопроекту говорится, что реальному сектору потребуется дополнительно изыскать 22,7 млрд рублей, но источники средств не указаны.
Глава думского Комитета по труду и социальной политике Ярослав Нилов (ЛДПР) заявил, что проблему можно было бы решить в рамках рассмотрения бюджета на 2018 год и не надо преподносить это как великое достижение, с сожалением отметив, что лишь избирательные кампании в России служат катализатором позитивных изменений в социальной сфере.
Нет, это достижение, счел нужным вмешаться спикер Вячеслав Володин: по его словам, коммунизм строили 70 лет и не построили, а тут страна, которая претерпела серьезные изменения, за 17 лет вышла на такие решения.
Г-н Топилин, тоже подводя итоги, сказал, что в 2000–2001 годах МРОТ составлял несколько долларов США, а 11 163 рубля — это почти 200 долларов. Сколько в 2000 году стоили транспорт и коммунальные услуги, министр уточнять не стал.