По данным аналитика Михаила Бурмистрова, потери федерального бюджета от нелегальной торговли в 2017 году могут превысить 35 млрд рублей, из которых более 32 млрд рублей приходится на недополученный государством акциз и еще около 3 млрд рублей — на НДС, налог на прибыль и другие налоги. По итогам 2016 года сумма потерь составила 20 млрд рублей. По оценке INFOLine, продажи нелегальных сигарет в России в 2016-м составили 12,4 млрд штук, в 2017 году могут вырасти на 46% — до 18,1 млрд штук.
Основным источником нелегальной продукции является приток контрабандных сигарет на российский рынок из стран Евразийского экономического союза (Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Армении). Только за прошедший год доля сигарет, не предназначенных для продажи в РФ, увеличилась в 10 раз.
В лидерах поставщиков «левых» сигарет к нам — белорусы. Они снабжают нас дешевыми и малоизвестными марками, на которые приходится 26% всего нелегального табачного рынка, т.е. каждая четвертая пачка. Их популярность объясняется ценовой доступностью. Речь идет о 55 рублях за белорусские марки против примерно 80 рублей за недорогие марки российского производства. По данным другого исследования, в этом году доля нелегальных сигарет на российском рынке одной только фабрики из Гродно удвоилась. Кроме того, на российском рынке можно встретить и достаточно экзотические марки сигарет — например, болгарские, греческие и даже сигареты из Объединенных Арабских Эмиратов. На продукцию китайских производителей приходится чуть более 1% нелегальных сигарет.
Как отмечают аналитики, контрабандные сигареты завоевывали наш рынок постепенно: с приграничных регионов они распространились на всю территорию. В последнее время с расширением границ Евразийского экономического союза нелегальные сигареты стали проникать в Россию также из Киргизии, Казахстана, Армении, распространены в России также и сербские сигареты (поставляются в Россию через Киргизию). По данным исследования, больше всего такой продукции в Смоленской, Брянской, Псковской, Ростовской областях, республиках Северного Кавказа, Санкт-Петербурге и Ленинградской области, Омске. Например, в Санкт-Петербурге и Ленинградской области объем продаж нелегальной продукции в I полугодии 2017 года превысил 700 млн сигарет, причем в канале традиционной торговли продажу нелегальной продукции осуществляют около 15% всех торговых объектов.
По данным мониторинга объектов розничной торговли «INFOLine Аналитика», на стихийные каналы торговли (рынки, лотки, мобильная торговля и т.д.) приходится более 60% продаж нелегальной табачной продукции в России.
В целом по России выявлено более 11 тыс. объектов стихийной торговли, которые занимаются продажей нелегальной табачной продукции, причем ежемесячно их количество возрастает не менее чем на 200. Среди них — киоски с «левым» товаром, частные домовладения с «клубной» системой входа (продажи осуществляются только клиентам, которых продавец знает), мобильные лотки, воскресные ярмарки, открытые рынки, «магазины на колесах» (автолавки) и т.д.
Ключевая причина роста доли нелегальной табачной продукции — значительный разрыв в ставках акцизов между Россией и другими странами ЕАЭС. И если в ближайшее время их не гармонизировать, ценовая доступность сигарет из соседних стран ЕАЭС будет продолжать сохранять свою привлекательность для российского потребителя.
Что грозит сегодня за торговлю «левыми» сигаретами в нашей стране? Например, если это сигареты без маркировки, то штраф до 300 тыс. рублей с конфискацией имущества, а в особо крупных случаях уголовное наказание на срок до 6 лет плюс штраф до миллиона рублей. За незаконный ввоз такой продукции через границу ЕАЭС — наказание на срок до 12 лет и штраф до 2 млн рублей. Однако по факту у нас такие дела почти не возбуждаются, ибо граждане на таких продавцов не жалуются. Привлечь продавцов к уголовной ответственности сложно и потому, что их злой умысел доказать практически невозможно. Факт пересечения таможенной границы России тоже не установишь, ведь сигареты ввозятся с территорий стран-участниц. К тому же нелегальные торговые точки отличаются мобильностью и, как правило, не работают на одном месте более нескольких часов.
КАК ОПРЕДЕЛИТЬ «ЛЕВЫЕ» СИГАРЕТЫ?
— Если на упаковке акцизная марка другой страны (тогда сигареты были ввезены на территорию РФ без уплаты российского акцизного налога) или ее нет вовсе.
— Отсутствие МРЦ (максимальной розничной цены) и даты производства на нижней грани пачки.
— Отсутствие предупредительных надписей на русском языке (или их несоответствие требованиям российского техрегламента, а также техрегламента Таможенного союза).
— Наличие российской акцизной марки — не всегда гарантия легальности. На поддельных российских акцизных марках защитный комплекс «Гознака» отсутствует.
МЕЖДУ ТЕМ
Мосгордума 21 декабря снова обсудила вопрос законодательного регулирования вейпов и прочих средств, имитирующих курение. Председатель городской думы Алексей Шапошников заявил, что количество контрафактной жидкости для электронных сигарет растет в геометрической прогрессии: «Большая часть ее разливается непонятно где и непонятно как».
Компании-производители, как ни странно, Шапошникова поддержали.
— Мы знаем, что 90% всех российских жидкостей сделаны кустарным методом, — заявил один из представителей отрасли Александр Прощелыгин. — Фактически ее может нахимичить у себя на кухне любой школьник или студент. У нас нет законов и регламентов для производителей жидкости, а они нужны. Ведь да, вейп — это не кефир, это, скорее всего, вредно, хотя и не вреднее обычных сигарет. Но самый большой вред как раз от кустарщиков.
Пожалуй, разработка по сути ГОСТов для жидкостей — общая просьба от всех легальных компаний. Правда, они не то чтобы заботятся о здоровье своих клиентов... Как говорится, ничего личного — просто бизнес.
— Легальный производитель и импортер платит акцизы на жидкость от 100 до 400% от стоимости товара, — рассказал один из бизнесменов Андрей Голубев. — При этом законодатели не предусмотрели хотя бы маркировку, чтобы отличать «левую» продукцию от настоящей. В итоге стоят два магазина: в одном продают за 100 рублей суррогат, который разливают в каком-нибудь подвале, а в другом — нормальный товар, но за 300—400 рублей. И наш рядовой покупатель идет туда, где дешевле. Поэтому на первое место выходит теневой рынок, который не платит налоги и не заботится о качестве продукции. И мы просим, если уж существуют акцизы, предусмотреть маркировку товара.