Со следующего года трудящиеся должны заметить целый ряд позитивных изменений в том, что касается оплаты труда. Председатель правительства Дмитрий Медведев распорядился повысить зарплаты бюджетникам с января 2018‑го. Правда, мера коснется не всех подряд, а лишь сотрудников госорганов, служащих бюджетных учреждений, военных. Постановление правительства было опубликовано 2 декабря 2017 года, с тех пор Максим Топилин регулярно напоминает региональным властям об указе, который пора бы начать исполнять. Еще раньше, в конце ноября, кабмин выделил более 200 млн рублей и 3,6 млн рублей на повышение зарплат работникам учреждений культуры и сферы образования и науки. Кстати, Топилин предупредил, что зарплата по каждой категории граждан будет отслеживаться Росстатом ежемесячно, исходя из прогноза Минэкономразвития по среднемесячному доходу от трудовой деятельности, в котором рост заложен на уровне 4%. Министр труда также призвал нерасторопные регионы оперативно решить вопрос с задолженностями по зарплатам, поскольку количество обращений граждан о нарушениях, по данным Роструда, пока не уменьшается.
За недобросовестных работодателей взялся и премьер Дмитрий Медведев. На прошедшем заседании правительства он распорядился разобраться с каждым конкретным случаем задержки и привел данные Росстата о сохранении задолженности перед 51 тыс. работников. Как оказалось, глава кабмина вообще считает бедность «одной из самых кричащих проблем» российской экономики. Вместе с тем он заявил о начале роста реальных доходов населения, отметив, что реальные начисленные зарплаты по итогам года увеличились на 3%, а в номинальном выражении — на 7%. «Мы вошли в ситуацию, когда доходы уже не падают, а растут», — заявил глава правительства.
Независимые эксперты не спорят с тем, что реальные зарплаты в 2017 году выросли. В ежемесячном мониторинге экономической ситуации РАНХиГС и Института Гайдара цифры совпадают с правительственными: плюс 3% по зарплатам и 3,9% по пенсиям. Только вот располагаемые доходы населения как падали, так и падают: в исследовании говорится о сокращении на 1,3% в сравнении с прошлым годом. Авторы объясняют этот парадокс тем, что «белые» зарплаты и пенсии составляют не более 60% всех денежных доходов, а остальные 40% («серые» выплаты, доходы от предпринимательства, собственности и прочие) падают.
К вопросу о бюджетниках, которым «привалило счастье» в виде повышения окладов по указанию правительства, в мониторинге говорится следующее: «Зарплатная стагнация констатируется и экспертами, анализирующими динамику оплаты труда учителей. Согласно майским указам президента, процесс повышения средней заработной платы идет с 2012 года, и она уже должна была достичь уровня средней зарплаты в каждом конкретном регионе. Однако пока этого не произошло».
«Структура показателя реальных доходов демонстрирует рост одних составляющих (зарплат и пенсий) при заметном сокращении других — прибыли от предпринимательской деятельности, даже крупные предприятия ушли в минус на 9% в среднем, — поясняет в беседе с «МК» руководитель направления финансов и экономики Института современного развития Никита Масленников. — Год мы закончим в минусе по доходам, при этом отстанем от докризисного 2013 года на 10–11%. Реальные доходы — это зеркало, в котором отражается неблагополучие предпринимательского сектора экономики. Это узкое место в экономической политике, которым нужно заниматься, потому что для изменения картины по доходам принимаемых правительством мер по индексации зарплат и пенсий недостаточно».