С одной стороны, говорят эксперты, это поможет защитить наших потребителей от контрафакта. С другой, многие эксперты уже сейчас пророчат рост цен на лекарства, особенно дешевого ценового сегмента, а также вымывание некоторых из них с рынка.
Власти уже практически определились со сроками введения маркировки. По крайней мере, наверху официально заявлено, что ее начнут воплощать в жизнь прямо с 1 января 2018 года. Приоритетный проект по маркировке препаратов одобрен президиумом совета при президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам, который возглавляет Дмитрий Медведев. Он предполагает, что все препараты, которые предлагаются в наших аптеках, получат специальную метку, по которой покупатели смогут определить, легально ли лекарство попало в оборот, на законных ли основаниях продается. Со временем появится даже опция узнать, уж не завысили ли на лекарство цену. Ну а соответствующую метку можно будет прочитать с любого смартфона, приложив его к специальному сканеру в аптеке.
Сначала под раздачу попадут самые дорогие лекарства. Следующим этапом станут препараты из списка жизненно-важных и необходимых, которые стоят от 500 рублей и выше, затем подключатся те, что стоят больше 100 рублей, а в последнюю очередь руки дойдут и до самых дешевых (скорее всего, это случится уже к первом полугодии 2019 года). Предполагается, что на протяжении следующего года в стране удастся промаркировать основной объем лекарственных средств, представленных у нас на рынке.
В правительстве говорят, что в России уже придумали и даже поставили на поток специальное программное обеспечение для отслеживания наличия маркировки на упаковках лекарств. Однако производители должны позаботиться об оборудовании своих производств специальными установками самостоятельно, а аптеки – самостоятельно закупить сканеры для считывания информации с лекарств.
Производители, тем временем, уже начали внедрять маркировочные линии. Как рассказал «МК» представитель одной из европейских фармкомпаний, которая недавно открыла у нас в стране локальное производство, такую линию нужно установить на каждую позицию лекарства, что, разумеется, приведет к повышению себестоимости препарата. «Если это лекарство из списка жизненно-важных и необходимых (ЖНВЛС), по закону отпускную цену на него мы повышать не имеем право. Однако ни одна компания не будет работать себе в убыток. Поэтому не исключено, что нам просто придется снять некоторые лекарства с производства. В нашем портфеле, к слову, каждый третий препарат находится в списке жизненно-важных и необходимых», - заявил «МК» эксперт.
Еще один возможный выход из ситуации — резко повысить стоимость лекарств, которые в список ЖНВЛС не входят. Цены на них в последние пару лет в связи с введением ряда законодательных мер в отношении лекарств, к слову, и без того выросли в среднем на треть, а в иных случаях даже в разы. Производители в целом не особенно довольны столь стремительными сроками внедрения маркировки и просят не гнать лошадей. «Инициатива по внедрению маркировки в России крайне важна с точки зрения борьбы с потенциальными контрафактными лекарственными препаратами. Между тем, сроки реализации проекта вызывают обеспокоенность. Международный опыт показывает, что для полноценного запуска сериализации и агрегации требуется не менее трех лет. Надеемся, что сроки внедрения обязательной маркировки в России будут будут установлены таким образом, чтобы обеспечить возможность реализации данной инициативы всеми участниками фармацевтического рынка», - сказала «МК» гендиректор по России и евразии известной международной фармкомпании Ирина Панарина.
Однако представители властей по-прежнему уверяют, что все будет хорошо. Недавно глава Росздравнадзора Михаил Мурашко уверенно заявил, что введение маркировки лекарств не спровоцирует лекарственного дефицита в стране. Кроме того, власти крайне оптимистично комментируют возможное подорожание лекарств — так, по оценкам профильных министерств, цена за упаковку вырастет лишь на 35-55 копеек.
Тем временем, недавно представители российского фармбизнеса, не разделяющие этих радужных прогнозов, выступили с обращением к спикеру Госдумы Вячеславу Володину и секретарю Совбеза Николаю Патрушеву, где открыто заявили, что цены, в первую очередь, на дешевые препараты, вырастут куда сильнее, а некоторые могут и вовсе исчезнуть с рынка. Производители лекарствпопросили дать им побольше времени.
Как рассказал «МК» участник фармрынка Виктор Горбунов, пилотный проект по маркировке ЛС, дает все предположить, что фармдистрибьюторов ждет увеличение расходов на оснащение складов новыми сканерами и терминалами сбора данных, способными считывать код DataMatrix. Также необходимо будет провести доработки информационных систем для обмена с информационной системой «Маркировка». И все же г-н Горбунов отмечает, что в цепочке распространителей лекарств повышения цен можно не опасаться: «Хочу подчеркнуть, что это будет связано лишь с незначительными разовыми затратами со стороны фармдистрибьютора и никоим образом не скажется на ценах на лекарственные препараты». Иными словами, цены повысят до попадания лекарств в цепочку распространения.
Аптечники тоже обещают не жадничать. «Конечно, от аптек потребуются небольшие инвестиции в оборудование и доработку программного обеспечения, но незначительные суммы. Сканеры с поддержкой двумерного кода стоят примерно 9 тыс. руб. за штуку, в большинстве точек больших аптечных сетей это оборудование уже есть. Разумеется, необходимо обучить персонал работе в новых условиях. Однако и по этой статье аптека не понесет значительных затрат», - отмечает заместитель генерального директора известной аптечной сети по информационным технологиям Вадим Горбунов.
Что же касается надежности будущей маркировки, то и тут у ряда экспертов есть сомнения. «Я не верю, что в наше время можно изобрести что-то такое, что нельзя подделать», - откровенно заявил «МК» глава представительства известной швейцарской фармкомпании в России.
Читайте материал: Россиян разорят новыми дорогими чипами на продуктах
Вечерняя рассылка лучшего в «МК»: подпишитесь на наш Telegram-канал